Цифровые технологии активно входят во все сферы жизни современного человека. Особое значение придается сегодня цифровой трансформации системы образования. Социальный заказ на подготовку конкурентоспособных специалистов, владеющих передовыми информационными технологиями, способных к самообучению и саморазвитию, а впоследствии и к реализации своего творческого потенциала в практической деятельности, детерминирован превращением современной цивилизации в информационное общество [6]. Очевидно, что система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся и готовить компетентные кадры для цифровой экономики [9].
Преобразования, предполагающие «поэтапное, вплоть до 2024 года создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающие высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [5], затрагивают в полной мере высшую школу. Практика показывает, что электронная информационно-образовательная среда высшего учебного заведения как технологичная инфраструктура способна обеспечивать различные функции управления, реализации, мониторинга, фиксации и обработки результатов образовательного процесса; доступность, целостность, защищенность и актуальность управленческих, обучающих и информационных материалов; внедрение и применение современных и перспективных форм и методологий обучения, а также коммуникативно-рефлексивное взаимодействие участников образовательного процесса. Проблема формирования электронной культуры обучающихся является одной из ключевых и требует от высшей школы продуманного применения инновационных методологических подходов и технологий, в том числе и цифровых, позволяющих выполнять множество различных технологических задач за кратчайшие промежутки времени.
Использование электронной информационно-образовательной среды на нынешнем этапе превратилось в одно из обязательных и общепризнанных требований к деятельности вузов [10]. Если в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [7] говорится, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, то в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» отмечается что, электронная информационно-образовательная среда должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы [8]. При применении дистанционных образовательных технологий функции электронной информационно-образовательной среды должны обеспечивать: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программ высшего образования; проведение всех видов учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет. Функциональные возможности применения электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе в значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как интерактивность, коммуникативность, представление учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, использованием компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизацией различных видов учебной работы [7].