По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.5:378

Инновационные технологии в системе управления цифровым образованием в условиях высшей школы

Л.С. Подымова доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования Российского нового университета
Т.А. Головятенко кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Российского нового университета
М.А. Хмелькова кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Института психологии и педагогики Российского нового университета

Рассматриваются актуальные аспекты применения инновационных технологий в системе управления цифровым образованием в условиях высшей школы с учетом социально-экономических условий и задач, поставленных государством. Проанализированы условия использования электронной информационно-образовательной среды. Показано, что нынешняя цифровая трансформация охватила все бизнес-процессы вуза, способствуя достижению максимальной эффективности образовательного процесса. Раскрыта сущность современного этапа развития дидактики высшего образования. Отмечается, что современному руководителю высшей школы необходимо иметь определенный набор технологий, чтобы повысить свои конкурентные преимущества и развить новые модели обучения.

Литература:

1. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю. и др. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019.

2. Лобанова Е.В. Практические занятия в системе профессиональной подготовки студентов // Актуальные проблемы науки и современное состояние развития российского общества: тезисы докладов IV научной конференции Российского нового университета. М., 2003.

3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698.

4. Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 марта 2015 года № 279 (с изменениями и дополнениями). URL: http:// base.garant.ru/71005768/#ixzz6cIY49tIf.

5. Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 года № 10). URL: https:// docviewer.yandex.ru/view/41505454/?*3.

6. Подымова Л.С., Алисов Е.А., Головятенко Т.А. Персональная среда в контексте безопасности личности // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 4–6 июня 2019 года). М.: Институт стратегии образования Российской академии образования, 2019.

7. Сарафанов А.В., Суковатый А.Г., Суковатая И.Е. и др. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: учебно-метод. пособие. Красноярск: Издательско-полиграфический центр Красноярского государственного политехнического университета, 2006. URL: http://window.edu.ru/resource/923/60923/files/book2.pdf.

8. Педагогическое образование: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 (уровень магистратуры). URL: http://fgosvo.ru/news/3/553.

9. Шабанов Г.А., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания // Высшее образование сегодня. 2020. № 1.

10. Шабанов Г.А. Педагогические проблемы обеспечения качества онлайн-образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 5.

11. Podymova L., Khmelkova M., Semyonova M., Golovyatenko T., Poliakova M. Project Anagement as a Management as a Technology for Managining a Modern Elucational Organization // Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks. International Scientific and Practical Conference. 2020.

12. Top 10 Strategic Technologies Impacting Higher Education in 2019. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/pressreleases/2019-03-26-gartner-identifies-the-top-10-strategic-technologies.

Цифровые технологии активно входят во все сферы жизни современного человека. Особое значение придается сегодня цифровой трансформации системы образования. Социальный заказ на подготовку конкурентоспособных специалистов, владеющих передовыми информационными технологиями, способных к самообучению и саморазвитию, а впоследствии и к реализации своего творческого потенциала в практической деятельности, детерминирован превращением современной цивилизации в информационное общество [6]. Очевидно, что система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся и готовить компетентные кадры для цифровой экономики [9].

Преобразования, предполагающие «поэтапное, вплоть до 2024 года создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающие высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [5], затрагивают в полной мере высшую школу. Практика показывает, что электронная информационно-образовательная среда высшего учебного заведения как технологичная инфраструктура способна обеспечивать различные функции управления, реализации, мониторинга, фиксации и обработки результатов образовательного процесса; доступность, целостность, защищенность и актуальность управленческих, обучающих и информационных материалов; внедрение и применение современных и перспективных форм и методологий обучения, а также коммуникативно-рефлексивное взаимодействие участников образовательного процесса. Проблема формирования электронной культуры обучающихся является одной из ключевых и требует от высшей школы продуманного применения инновационных методологических подходов и технологий, в том числе и цифровых, позволяющих выполнять множество различных технологических задач за кратчайшие промежутки времени.

Использование электронной информационно-образовательной среды на нынешнем этапе превратилось в одно из обязательных и общепризнанных требований к деятельности вузов [10]. Если в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [7] говорится, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, то в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» отмечается что, электронная информационно-образовательная среда должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы [8]. При применении дистанционных образовательных технологий функции электронной информационно-образовательной среды должны обеспечивать: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программ высшего образования; проведение всех видов учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет. Функциональные возможности применения электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе в значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как интерактивность, коммуникативность, представление учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, использованием компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизацией различных видов учебной работы [7].

Для Цитирования:
Л.С. Подымова, Т.А. Головятенко, М.А. Хмелькова, Инновационные технологии в системе управления цифровым образованием в условиях высшей школы. Юрист ВУЗа. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: