По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.45 DOI:10.33920/pro-01-2510-11

Инновационные технологии в работе службы охраны труда и промышленной безопасности

Васильев В.В. главный инженер, АО «Интехком» г. Москва, E-mail: v.vasilev@intechcom.ru

В статье описываются четыре инновационные и уже с успехом внедряемые разработки, повышающие безопасность сотрудников и сохранность оборудования: автоматическая координатная защита, система промышленного мониторинга, VR-тренажер для крановщиков и система дистанционного управления кранами.

Дата поступления: 07.07.2025. Дата принятия к публикации: 09.07.2025

Служба охраны труда и промышленной безопасности на предприятиях сегодня вынуждена действовать в сложных условиях. С одной стороны, на заводах остаётся достаточное количество старой техники, которая требует даже не ремонтов, а полной замены. Такие машины и агрегаты имеют менее гибкое управление и меньше степеней защиты, поэтому ответственность за собственную безопасность практически целиком лежит на операторе. С другой — уже появилось множество единиц современной техники. Это дорогостоящие машины и целые производственные линии, которые требуют тонкой настройки и высокой квалификации от операторов.

Также кадровый состав в промышленности неоднородный: от старожилов, которые уверенно работают на кранах с контакторно-релейным управлением, до новичков, которых привлекли цифровые технологии — 3D-печать, VR/AR, интернет вещей и другие технологии индустрии 4.0. Очевидно, что у разных поколений будут различаться представления о безопасности и комфорте труда.

Поэтому вопросы охраны труда неминуемо будут пересекаться с интересами HR-подразделений, а задачи промышленной безопасности — с показателями производительности и бюджетированием.

Решать эти вопросы предполагается с помощью инновационных, преимущественно цифровых, технологий, которые в идеале должны обеспечивать следующие возможности:

— диагностику в режиме реального времени, бесценную для раннего предупреждения проблем,

— качественную оценку рисков, чтобы можно было планировать ремонты, остановы и прочее с большей точностью и на более долгий срок, чем сейчас,

— оперативное оповещение оператора или автоматические действия по результатам предыдущего анализа (торможение, отключение, смену курса, отправку заявки на ремонт и т. д.),

— снижение нагрузок на операторов для сокращения ошибок, вызванных человеческим фактором,

— вывод операторов из зоны повышенного риска.

Для Цитирования:
Васильев В.В., Инновационные технологии в работе службы охраны труда и промышленной безопасности. Управление качеством. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: