В российском обществе остро стоит вопрос о характере подготовки специалистов с учетом на перспективу. Это связано с большим внедрением информационных, коммуникационных технологий, увеличением скорости технологического развития, дальнейшим углублением глобальной конкуренции и т.д.
В условиях нынешнего экономического кризиса образовательные учреждения заняты прежде всего проблемами выживания. При этом в меньшей степени проявляют заботу об изменении содержания образования. Сегодняшняя образовательная практика реально нацелена на удовлетворение потребности, прежде всего в престижных специалистах: в области права, бизнеса, банковского дела, программирования и т.д. Между тем набор по специальностям, не пользующимся рыночным спросом, не уменьшается. Поэтому развитие системы образования происходит не за счет улучшения качества обучения, а за счет все большего увеличения образовательных учреждений и новых специальностей [1].
Сегодня формируется социальный заказ на всесторонне развитых людей, способных к самостоятельной работе, умеющих действовать в условиях неопределенности, ощущающих потребность в непрерывном образовании. Отсюда и цель обучения — формирование ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в сложных ситуациях [1].
Исходя из концепции мыследеятельностного подхода (Г.П. Щедровицкий и П.Г. Щедровицкий), к числу критериев активных, в том числе инновационных, методов обучения можно отнести как минимум следующие: рефлексивный тип мышления, способность проектировать новые формы действия, умение выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы в ситуации неопределенности. Проблемой содержания образования является, по мнению П.Г. Щедровицкого, правильная организация ситуации коллективной мыследеятельности и ситуации содержательной коммуникации, где формируются способы мышления, понимания, рефлексии, мышления — речи [1,2].
Активизация обучаемых возможна при условии, что им передается обобщенное понятие о механизмах употребления усвоенного способа деятельности в различных ситуациях, видения и возможностей его адекватной эксплуатации, что в дальнейшем обеспечит возможность создания на основе узнанного способа мыследеятельности новых способов и форм. Понятие «активности» как ключевое в концепции Щедровицкого раскрывается через самоопределение, которое, в свою очередь, рассматривается по отношению к цели: процесс тогда считается законченным, когда достигнута цель [1,2].