В Китае и США автономные магазины уже не в диковинку.
Когда магазины без кассиров появились в Китае (в 2017 году), «эксперты» заключили, что для России такой формат — утопия, что это технологии будущего. Мол, в России население по большей части с невысоким доходом. Прошло два года, смартфоны есть более чем у половины россиян — будущее настало.
В США магазины Amazon Go (магазины без кассира) существуют с 2016 года. Сейчас их 18, планируются открытие 3000 точек и выход на оборот $4,5 млрд. За два года.
Крупным российским продуктовым ритейлам идея автономного магазина мало того что понравилась — они начали воплощать ее самостоятельно. Самые смелые (по названиям приложений нетрудно догадаться, кто именно) запустили пилотные проекты «Пятерочка с собой» и «Фасоль на ладони». Еще несколько компаний начали разработку мобильных приложений.
В России тренд «магазин без кассира» тоже постепенно набирает обороты. Запустила его российская компания Briskly. По созданной ею технологии в нашей стране работают уже более 300 торговых точек. В основном это вендинг-автоматы.
Очень заинтересовались идеей автозаправки, подтягиваются и крупные торговые сети. Опасения у всех возникают одни и те же:
1. Воры и вандалы. В Briskly риски минимизированы следующим образом: чтобы купить в «магазине без кассира», нужно зарегистрировать мобильное приложение (B-Pay). Данные покупателя фиксируются, к ним привязывается банковская карта, с которой потом и списывается оплата. Выйти с неоплаченным товаром невозможно — дверь магазина автоматически заблокируется. Данные потенциального преступника известны, в пользовательском договоре предусмотрено серьезное наказание за кражу. Да и кому придет в голову красть, если о тебе заранее все известно? Вандалу попасть внутрь магазина будет не так просто — вход через мобильное приложение. Плюс видеонаблюдение. Например, в магазине Briskly в «Сколково» за покупателями следят аж 37 камер, вплоть до оцифровки пальцев рук и их движений.