По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625

Инновационные решения для дорожного строительства

И.В. Нестеров заместитель генерального директора ЗАО «Институт геоурбанистики и проектирования "РосГеоПроект"»

Многие компании в России, работающие в строительной отрасли, в полной мере осознают важность использования качественных технологий проектирования, таких как Building Information Modeling, или BIM, которые позволяют изготовить проект в трехмерном пространстве и просчитать весь жизненный цикл будущего сооружения – от начальных изыскательских работ до ввода в эксплуатацию и последующей через десятилетия реконструкции. Они сводят к минимуму погрешности и технические ошибки, которые в 99% случаев содержатся в проектной документации, в том числе в сфере дорожного строительства.

Создание проекта — это не самоцель для проектировщика, настоящая цель — показать строителю, что именно он должен построить и как, помочь ему возвести задуманный объект. При работе с традиционными чертежами строители «расшифровывают» идеи проектировщика, в ходе этой работы могут, и, как правило, возникают нестыковки. Проект инженерного сооружения в соответствии с концепцией BIM подразумевает, что результатом работы проектировщика становится, как правило, трехмерная модель объекта. Ее можно покрутить, рассмотреть все инженерные сети, заглянуть внутрь спроектированного объекта, причем подобное можно сделать не только со зданиями, но и с любыми другими объектами проектирования — дорогами, мостами, путепроводами и т. д.

В качестве примера можно рассмотреть процесс строительства участка автомобильной дороги с искусственными сооружениями (путепроводами, мостами и пр.). Он включает, как правило, четыре основных этапа: проектирование, строительство, эксплуатацию, ремонт и реконструкцию. Традиционный подход подразумевает при передаче информации от одного участника процесса другому использование огромного количества бумажной документации, кроме того, неизбежны ошибки из-за так называемого человеческого фактора, который неизбежно возникает на всех этапах, потому что каждый участник цепочки адаптирует изначальный проект под свои нужды: те же строители, получив чертежи от проектировщиков, могут выполнять рабочее проектирование в соответствии со своими технологиями производства работ, по сути, перепроектируя объект.

При переходе на BIM-технологии этапы жизненного цикла проекта не меняются, однако кардинальным образом меняются внутренние процессы. Например, изыскательские работы на этапе проектирования ведутся с помощью современных технических средств (например, наша компания использует лазерные сканеры — наземные, мобильные, воздушные в зависимости от типа объекта, с точки зрения автомобильных дорог наиболее эффективным является мобильный лазерный сканер), что позволяет производить обследование предполагаемого места размещения дороги и сформировать цифровую 3D-модель территории. Далее проектировщик на эту модель «укладывает» свои проектные решения, при этом он имеет возможность практически нажатием нескольких кнопок оценить эффективность того или иного варианта расположения трассы автомобильной дороги, сформировать ведомости ресурсов и материалов, так как эти показатели рассчитываются автоматически и с высокой точностью (по сути, с той точностью, с которой были выполнены инженерные изыскания). Итогом работы проектировщика является проектная 3D-модель автомобильной дороги со всеми искусственными сооружениями, расчетами, ведомостями и т.д., с которой работают уже остальные участники процесса, включая в нее дополнительные функции согласно своим нуждам.

Для Цитирования:
И.В. Нестеров, Инновационные решения для дорожного строительства. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: