По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.068

Инновационные операции в повышение ресурса и экономичности изношенной техники при ее техническом обслуживании

Дунаев А. В. д-р техн. наук, ст. науч. сотр., гл. специалист, Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ, 109428, Российская Федерация, г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1, e-mail: dunaev135@mail.ru
Воробьев Ю. В. д-р техн. наук, профессор кафедры ТМ и ДММ, ФГБОУ ВО ТГТУ, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, д. 106
Пустовой И. Ф. инженер, ООО «РеалИнПроект», 188663, Российская Федерация, Ленинградская обл., Всеволожский район, пос. Кузьмоловский, ул. Победы, д. 10а
Тришкин И. Б. д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры автотракторной техники и теплоэнергетики, ФГБОУ ВО РГАТУ, 390044, Российская Федерация, г. Рязань, ул. Костычева, д. 1

Разрабатываемые и внедряемые частными компаниями инновационные приемы в повышении ресурса и экономичности машин и оборудования требуют научного подтверждения. Для этого проводят трибологические исследования при вводе в смазочные масла известных антифрикционных, противоизносных минеральных триботехнических составов, создают и испытывают свои, исследуют триботехническую эффективность электрического воздействия на масла. Так, в лабораторных испытаниях при подаче напряжения постоянного тока до 50 В на медный, алюминиевый, цинковый, оловянный, стальной, угольный электроды, омываемые маслом, подтверждено значительное уменьшение трения и изнашивания. При эксплуатации автомобилей подтверждено, что подача напряжения даже на стальные детали в масле ДВС и агрегатов трансмиссии обеспечивает экономию топлива в разных условиях 7–18, в среднем 12 %. Предложена такая же трибообработка и гидрооборудования.

Литература:

1. Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии. Мифы или реальность? — СПб.: Иван Федоров, 2004, — 216 с.

2. Зуев В. В. Конституция, свойства минералов и строение земли (энергетические аспекты) // Наука РАН. — СПб., 2005. — 400 с.

3. Любимов, Д. Н., Долгополов К. Н. и др. Структура смазочных слоев, формируемых при трении в присутствии присадок минеральных модификаторов трения // Трение и износ. — 2009. — № 5 (30). — С. 516–521.

4. Любимов Д. Н., Долгополов К. Н., Пустовой И. Ф., Шабанов А. Ю. Эксплуатациионные эффекты применения минералов как активных агентов смазочных сред // Тракторы и селсельхозмашины. — 2015. — № 3. — С. 38–44.

5. Дунаев А. В., Пустовой И. Ф. Механизмы образования триботехнических покрытий при использовании геомодификаторов трения // Двигателестроение. — 2018. — № 3 (273). — С. 29–34.

6. Дунаев А. В., Филиппова Е. М. Нетрадиционная триботехника для повышения ресурса техники. Итоги 25 лет развития. — М.: ГОСНИТИ, 2017. — 252 с.

7. Селютин Г. Е., Дунаев А. В. Углеродные наноразмерные триботехнические материалы // Автомобильная промышленность. — 2017. — № 5. — С. 37–40.

8. Дунаев А. В. Нетрадиционная триботехника. Итоги развития в России // Lambert Academic Publishing. — 2018. — 217 с.

9. Воронин С. В., Дунаев А. В. Влияние электрического и магнитного поля на механизм действия присадок к маслам // Трение и износ. — 2015. — Т. 36. — № 1. — С. 643–649.

10. Любимов Д. Н., Вершинин Н. К., Иванов А. Е., Голенкова И. В. Электронный регулятор трения // Патент РФ № 59198.

11. Любимов Д. Н., Долгополов К. Н., Вершинин К. Н., Дунаев А. В. Антифрикционная эффективность поляризации масел — инновационный фактор модернизации машин. — М.: Труды ГОСНИТИ, 2014. — Т. 116. — С. 40–44.

12. Дунаев А. В., Воронин С. М., Любимов Д. Н., Остриков В. В. Способ повышения эффективности смазочного масла // Патент РФ № 2624927.

13. Ахматов A. C. Молекулярная физика граничного трения. — М.: Физмат гиз, 1963. — 472 с.

14. Воробьев Ю. В., Дунаев А. В., Мала хов В. А. Механохимическая обработка топлива — резерв повышения топливной экономичности автотранспорта в горной промышленности // Горный журнал. — 2017. — № 10. — С. 92–94.

15. Разработка научных основ технологии получения альтернативных видов топлив для технических средств железнодорожного транспорта: отчет РЖД. рег. № 01201276764. — М.: НЦ НВМТ РАН, 2012–2013.

16. Дунаев А. В. Углубленный сервис машин нетрадиционными приемами // Промышленный сервис. — 2017. — № 3. — С. 26–34.

17. Дунаев А. В., Лялякин В. П., Соловьев Р. Ю. Технологические рекомендации по повышению ресурса агрегатов тракторов ремонтновосстановительными добавками к смазочным маслам. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. — 96 с.

18. Дунаев А. В. Казакова В. А., Шинкевич В. А. Совершенствование технической эксплуатации машиннотракторного парка АПК // Стандарты и качество. — 2017. — № 9 (963). — С. 58–61.

Современные масла и смазки имеют комплекс рабочих свойств высокого качеств, но за счет усложнения производства и высокой цены

Возможности дальнейшего их совершенствования ограничены и экономически не оправданны. А физика и химия имеют арсенал инновационных методов для улучшения триботехники в маслах [1–8].

Основной износ сопряжений в нормальных условиях происходит при граничном и смешанном трении.

Здесь важную роль играют физические и химические процессы на поверхностях трения и между молекулами смазок, присадок, добавок к маслам, адсорбция на деталях полярных и поляризованные молекул трибосреды с влиянием на процессы внешних силовых полей [9–12]. Однако этому в трибологии уделено мало внимания [9].

Но с 1942 г. апробировано прямое воздействие на поверхности трения веществами, не взаимодействующими с маслами и не изменяющими их свойства. Далее было выявлено, что обеспечение на деталях антифрикционных трибопокрытий для повышения ресурса узлов трения и экономичности машин является весьма эффективным приемом. При обслуживании машин это позволяет в 2–3 раза увеличить их межремонтный ресурс, на 5–20 % уменьшить расход топлива, до 30 % — эксплуатационные затраты [1–8].

В целом всесторонне показано, что ввод в масла химически активных веществ, суспензий природных и искусственных минералов, создающих антиизносные покрытия, или повышающих адгезию смазки, или модифицирующих поверхности трения, технически и экономически оправданно с рентабельностью 500–800 и до 1200 % [1–8]. Поэтому в РФ с 1998 г. и за рубежом развивается инновационный «безразборный технический сервис», а с 2005 г. также и ввод в масла электрических зарядов [9–12].

Безразборный сервис, по определению д-ра техн. наук, профессора Балабанова В. И., может включать обкатку, диагностирование, ввод профилактических трибосоставов, очистку систем смазки, топливоподачи, охлаждения, а главное — восстановление работоспособности изношенных неаварийных узлов трибосоставами [1–8]. Такой сервис для АПК актуален, и для него имеются все технические возможности [1–9].

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Воробьев Ю. В., Пустовой И. Ф., Тришкин И. Б., Инновационные операции в повышение ресурса и экономичности изношенной техники при ее техническом обслуживании. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: