Современные масла и смазки имеют комплекс рабочих свойств высокого качеств, но за счет усложнения производства и высокой цены
Возможности дальнейшего их совершенствования ограничены и экономически не оправданны. А физика и химия имеют арсенал инновационных методов для улучшения триботехники в маслах [1–8].
Основной износ сопряжений в нормальных условиях происходит при граничном и смешанном трении.
Здесь важную роль играют физические и химические процессы на поверхностях трения и между молекулами смазок, присадок, добавок к маслам, адсорбция на деталях полярных и поляризованные молекул трибосреды с влиянием на процессы внешних силовых полей [9–12]. Однако этому в трибологии уделено мало внимания [9].
Но с 1942 г. апробировано прямое воздействие на поверхности трения веществами, не взаимодействующими с маслами и не изменяющими их свойства. Далее было выявлено, что обеспечение на деталях антифрикционных трибопокрытий для повышения ресурса узлов трения и экономичности машин является весьма эффективным приемом. При обслуживании машин это позволяет в 2–3 раза увеличить их межремонтный ресурс, на 5–20 % уменьшить расход топлива, до 30 % — эксплуатационные затраты [1–8].
В целом всесторонне показано, что ввод в масла химически активных веществ, суспензий природных и искусственных минералов, создающих антиизносные покрытия, или повышающих адгезию смазки, или модифицирующих поверхности трения, технически и экономически оправданно с рентабельностью 500–800 и до 1200 % [1–8]. Поэтому в РФ с 1998 г. и за рубежом развивается инновационный «безразборный технический сервис», а с 2005 г. также и ввод в масла электрических зарядов [9–12].
Безразборный сервис, по определению д-ра техн. наук, профессора Балабанова В. И., может включать обкатку, диагностирование, ввод профилактических трибосоставов, очистку систем смазки, топливоподачи, охлаждения, а главное — восстановление работоспособности изношенных неаварийных узлов трибосоставами [1–8]. Такой сервис для АПК актуален, и для него имеются все технические возможности [1–9].