Более 60 лет назад всемирно известный гуру менеджмента Друкер П. определил инновации как один из основных путей, с помощью которых компании развивают и поддерживают свои конкурентные преимущества на рынке. Однако до настоящего времени большинство компаний не только не сформировали организационную культуру, открытую к инновациям, но и не начали использовать преимущества многочисленных внешних источников для развития инновационной деятельности.
Среди таких внешних источников поставщики рассматриваются как имеющие наиболее значительный потенциал: во-первых, они хорошо знают, чем их заказчики, то есть их потребители, занимаются и какие испытывают потребности, а во-вторых, механизмы передачи знаний от поставщика заказчику разработаны и готовы к применению.
Однако проводившиеся на протяжении многих лет исследования взаимоотношений поставщиков с заказчиками в производственных и сервисных отраслях обнаружили существование одного важного аспекта в инновационном сотрудничестве сторон: при наличии механизма передачи знаний необходима такая система взаимоотношений, которая позволяет передачу знаний осуществлять на деле.
Когда взаимодействие «поставщик — заказчик» построено на сотрудничестве, оно приводит к росту взаимного доверия и,в конечном счете стимулирует поставщика к передаче заказчику информации по своим инновационным разработкам. Однако во взаимоотношениях «поставщик — заказчик» присутствует и конкуренция, что может приводить к недоверию и негативно влиять на кооперацию в инновационных проектах. Например, заказчик и поставщик могут совместно трудиться над разработкой высококачественного современного продукта, укрепляя по мере развития проекта доверие друг к другу. Но когда заказчик просит поставщика снизить цены, обе стороны стремятся занять в переговорах доминирующую позицию, чтобы отстоять свои интересы, и, таким образом, в рабочих отношениях появляется элемент отчуждения из-за давления одной из сторон. Именно такое давление и, как следствие, недоверие друг к другу побуждают поставщика ограничить передачу инновационных разработок заказчику.