По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2105-01

Инновационность образовательных технологий как исторически опосредованный феномен

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р филос. наук, д-р культурологии, проф., Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7216-4157

Сегодня развитие инновационных технологий связывается в большой степени с изменением формата обучения в период пандемии. И сегодня стало очевидно, что те тенденции, о которых сообщали научные журналы и новостные порталы еще 10-летие назад, стали полной реальностью. Так, еще в 2012 г. New York Times объявили текущий год годом господства массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Именно в этот период онлайн-обучение было обозначено как инновационное, как способное составить серьезную конкуренцию традиционному классическому образованию и даже подорвать основы университетского образования. Пандемия поставила эти вопросы совершенно определенно — способно ли онлайн-обучение составить конкуренцию традиционному обучению в аудиторном формате? способно ли устоять в этой конкурентной борьбе классическое образование? не завершится ли нынешняя пандемическая эпоха трансформацией университета в онлайн-институт? Эти вопросы рассматриваются автором в контексте исторической парадигмы. В статье показано, что инновационность опосредована исторически, все инновации востребованы временем, только в этом случае они будут иметь развитие и окажутся востребованными в социальных практиках, в том числе образовательных.

Литература:

1. Конус опыта Эдгара Дейла: эффективная методика изучения английского языка. — URL: http://begin-english.ru/article/konus-opyta-edgara-deyla-effektivnaya-metodika-izucheniya-angliyskogo-yazyka/ (дата обращения 15.02.2021).

2. Костина А.В. Популярная культура // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 213–215.

3. Костина А.В. Основы рекламы: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2012. — 408 с. — С. 320–337.

4. Мальцев В.А., Мальцев К.В. Пандемия и образование // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2020. — № 4. — С. 402–415. — С. 412.

5. Отечественная культура в 1960-е — середине 1980-х гг. — URL: http://sarist.narod.ru/tema75.htm#:~:text (дата обращения 15.02.2021)

6. Пирамида обучения: как запомнить что-то раз и навсегда. Исследование Эдгара Дейла и то, как можно применить «конус опыта» в учебе. — URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/piramida-obucheniya (дата обращения 17.02.2021).

7. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами». — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=373145 #:~:text (дата обращения 17.02.2021).

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

9. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О науке и государственной научно-технической политике». Гл. 1. Ст. 2 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. — URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-23081996-n-127-fz-o/ (дата обращения 15.02.2021).

10. Юсуфбекова И.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М., 2003. — 364 с.

11. Altbach Philip G and de Wit Hans. Post pandemic outlook for HE is bleakest for the poorest. — 04 April 2020. — URL: https://elearningfeeds.com/post-pandemic-outlook-for-he-is-bleakest-for-the-poorest/ (дата обращения 17.02.2021).

12. Rampelt F., Orr D., Knoth A. Bologna Digital 2020. White Paper on Digitalisation in the European Higher Education Area. Berlin: Hochschulforum Digitalisierung, 2019. (In Eng.). — P. 15.

13. Skidmore C. If universities shift online, we risk more poorer students dropping out // The Guardian. — Mon 4 May 2020. — URL: https://www.theguardian.com/ education/2020/may/04/if-universities-shift-online-we-risk-more-poorer-students-dropping-out (дата обращения 21.02.2021).

14. Top 10 Emerging Technologies 2019. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2019. — 17 p. —URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Top_10_ Emerging_Technologies_ 2019_Report.pdf (дата обращения 21.02.2021).

15. Tække J., Paulsen M. Digitalisation of education — the theory of the three waves. Linaa Jensen J. (ed). The Centre for Internet Research, Aarhus, Denmark, 2017. — Available at: http://cfi.au.dk/fileadmin/www.cfi.au.dk/publikationer/cfis_ skriftserie/017_Taekke_Paulsen.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.) (дата обращения 21.02.2021).

1. Konus opyta Edgara Deyla: effektivnaya metodika izucheniya angliyskogo yazyka. — URL: http://begin-english.ru/article/konus-opyta-edgara-deyla-effektivnaya-metodika-izucheniya-angliyskogo-yazyka/ (data obrashcheniya 15.02.2021).

2. Kostina A.V. Populyarnaya kul'tura // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2005. — № 3. — S. 213–215.

3. Kostina A.V. Osnovy reklamy: uchebnoye posobiye. — M.: KNORUS, 2012. — 408 s. — S. 320–337.

4. Mal'tsev V.A., Mal'tsev K.V. Pandemiya i obrazovaniye // Nauchnyye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. — 2020. — № 4. — S. 402–415. — S. 412.

5. Otechestvennaya kul'tura v 1960-ye — seredine 1980-kh gg. — URL: http://sarist.narod.ru/tema75.htm#:~:text (data obrashcheniya 15.02.2021)

6. Piramida obucheniya: kak zapomnit' chto-to raz i navsegda. Issledovaniye Edgara Deyla i to, kak mozhno primenit' «konus opyta» v uchebe. — URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/piramida-obucheniya (data obrashcheniya 17.02.2021).

7. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 10 oktyabrya 2020 g. № 1646 «O merakh po obespecheniyu effektivnosti meropriyatiy po ispol'zovaniyu informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v deyatel'nosti federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti i organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami». — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=373145#:~:text (data obrashcheniya 17.02.2021).

8. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / V.A. Slastenin, I.F. Isayev, Ye.N. Shiyanov; Pod red. V.A. Slastenina. — M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2002. — 576 s.

9. Federal'nyy zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ (red. ot 08.12.2020) «O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politike». Gl. 1. St. 2 // Zakony, kodeksy i normativno-pravovyye akty Rossiyskoy Federatsii. — URL: https://legalacts.ru/doc/ federalnyi-zakon-ot-23081996-n-127-fz-o/ (data obrashcheniya 15.02.2021).

10. Yusufbekova I.R. Obshchiye osnovy pedagogicheskoy innovatiki: opyt razrabotki teorii innovatsionnykh protsessov v obrazovanii. — M., 2003. — 364 s.

11. Altbach Philip G and de Wit Hans. Post pandemic outlook for HE is bleakest for the poorest. — 04 April 2020. — URL: https://elearningfeeds.com/post-pandemic-outlook-for-he-is-bleakest-for-the-poorest/ (data obrashcheniya 17.02.2021).

12. Rampelt F., Orr D., Knoth A. Bologna Digital 2020. White Paper on Digitalisation in the European Higher Education Area. Berlin: Hochschulforum Digitalisierung, 2019. (In Eng.). — P. 15.

13. Skidmore C. If universities shift online, we risk more poorer students dropping out // The Guardian. — Mon 4 May 2020. — URL: https://www.theguardian.com/ education/2020/may/04/if-universities-shift-online-we-risk-more-poorer-students-dropping-out (data obrashcheniya 21.02.2021).

14. Top 10 Emerging Technologies 2019. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2019. — 17 p. —URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Top_10_ Emerging_Technologies_ 2019_Report.pdf (data obrashcheniya 21.02.2021).

15. Tække J., Paulsen M. Digitalisation of education — the theory of the three waves. Linaa Jensen J. (ed). The Centre for Internet Research, Aarhus, Denmark, 2017. — Available at: http://cfi.au.dk/fileadmin/www.cfi.au.dk/publikationer/cfis_skriftserie/017_Taekke_ Paulsen.pdf (accessed 05.07.2019). (In Eng.) (data obrashcheniya 21.02.2021).

Известные авторы Филипп Альтбах и Ханс де Вит в статье, где они представляют свой постпандемический прогноз, причем достаточно мрачный, говорят об отсутствии прямой зависимости пандемии и технологической трансформации образования. Конечно, говорят авторы, методы дистанционного обучения будут расширены, однако переход к полноценному дистанционному обучению, включающему целый спектр новых образовательных технологий, потребует дополнительных финансовых ресурсов, большего времени для внедрения, поддержки со стороны государственных структур и иных стейкхолдеров. Более того, авторы показывают, что «быстрый переход нанесет значительный урон качеству обучения и, следовательно, репутации вузов» [11].

Конечно, внедрение любых инноваций в любую систему, тем более в систему образования, не просто. В связи с этим представляется необходимым сделать несколько предварительных замечаний.

Во-первых, инновации в образовательных практиках всегда обусловлены потребностями социально-экономического развития — этим определялось и возникновение школы софистов как ответа на потребность в развитии ораторских навыков граждан в Древней Греции, и формирование средневекового университета как института, отвечающего требованиям городской культуры и зарождающихся буржуазных отношений.

Точно так же в 1980-х гг. в рамках педагогики формируется «педагогическая инноватика» [10] — особая отрасль педагогики, направленная на исследование сущности и генезиса педагогических инноваций как технологий, обеспечивающих соответствие образования требованиям современного научно-технологического и социального развития. Ее появление было ответом на требования технологического развития советской России1, где активно развивались такие научные направления, как микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность, появились разработки микроЭВМ К586ВЕ1 и К1801ВЕ1 с оригинальной отечественной архитектурой, 16-разрядного микропроцессора К1801ВМ1 с системой команд американской мини-ЭВМ PDP-11, а в 1984 г. — первого серийно выпускаемого отечественного персонального компьютера «АГАТ». Все эти изменения, связанные с системой открытий 1980-х гг., приводят к потребности совершенствования самой системы преподавания, а формирование «педагогической инноватики» стало обоснованием необходимости совершенствования педагогических технологий в период стремительных технологических изменений. На Западе к этому времени начинается выпуск персонального компьютера Apple II, а затем — IBM PC 5150 с дружественным интерфейсом, рассчитанным на использование любителями, а не только профессионалами. В 1982 г. компании Sony и Philips начинают выпуск первых компакт-дисков. Но одним из наиболее принципиальных открытий этого времени стало создание в 1989 г. Национальным научным фондом США сети NSFNET, ставшей основой современного интернета.

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Инновационность образовательных технологий как исторически опосредованный феномен. Ученый совет. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: