Дата поступления рукописи в редакцию: 30.09.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.10.2023.
В 2022 г. число введенных в отношении России ограничительных мер резко возросло. Количество санкций, введенных в отношении Российской Федерации, достигло 9072, в результате чего Россия вышла на первое место в мире по числу введенных ограничений [2]. Санкции Запада охватывают все новые области: от финансов до энергетики, от транспорта до СМИ, от технологий до автомобильной промышленности, спорта и торговли. На данный момент сложно сказать, как будет развиваться санкционная политика недружественных стран. Однако очевидно, что в ближайшее время российская экономика столкнется с серьезным ограничением как импорта, так и экспорта. То есть российский бизнес ждет усиления борьбы за место на зарубежных рынках, с другой стороны, будет затрудненно развитие внутреннего производства ввиду сложностей с приобретением современных технологий, оборудования, материалов, комплектующих и т. п.
В таких условиях важным вопросом является формирование инновационно-инвестиционной политики России в современных условиях. Это обусловлено следующими взаимосвязанными обстоятельствами:
1) недостаточное развитие инновационно-инвестиционной деятельности в России для обеспечения ускоренного экономического роста, что вызывает необходимость систематизации и учета факторов, влияющих на инновационно-инвестиционную политику страны;
2) в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. предполагается превращение факторов, влияющих на инновационно-инвестиционную деятельность, в ведущий источник экономического роста и повышение эффективности инновационно-инвестиционного капитала на рубеже 2021–2025 гг. [5];
3) значительное отставание России от уровня лидирующих стран по ключевым инновационным показателям, имеющим геостратегическое значение;
4) наличие существенных региональных различий по уровню инновационно-инвестиционного развития в России.