(ПО МАТЕРИАЛАМ АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА «НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»)
Формирование новых производственных технологий (НПТ) как нового технологического приоритета в начале посткризисного этапа (2010–2012 гг.) развития мировой экономики было актуально прежде всего для развитых стран, стремившихся за счет внедрения НПТ ликвидировать наметившиеся потери в конкурентоспособности отечественной промышленности. Наиболее известные и проработанные меры развития НПТ в настоящее время реализуются в США, Великобритании и Германии. В этих странах меры поддержки развития новых производственных технологий действовали и ранее.
Вновь возникшие инициативы, по сути, встраивались в существующую систему инструментов, учитывали имеющийся опыт и были направлены на устранение выявленных ранее проблем (например, недостаточности поддержки на поздних стадиях разработки новых технологий).
Наиболее примечательными в названных странах стали: в США — «Партнерство в области перспективных производственных технологий» (Advanced Manufacturing partnership), в Великобритании — создание «катапульт-центров» и, в частности, формирование катапульты в области обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью (High Value Manufacturing Catapult), в Германии — программа «Индустрия 4.0».
Современная американская политика в сфере новых производственных технологий берет свое начало в 2011–2012 гг. Как отдельное направление она была официально заявлена президентом США Б. Обамой в 2012 г. в Послании о положении страны. К середине 2013 г. были сформированы основные направления и инструменты политики.
Внимание к НПТ было обусловлено главным образом необходимостью экономического восстановления США после рецессии, решения проблем занятости, а также выхода на новый цикл экономического развития — устойчивого в экологическом и экономическом отношениях.
Приоритеты и направления новой политики были определены по результатам интенсивного диалога с представителями бизнеса, науки, промышленности, потенциальными потребителями (в том числе с использованием инструментов краудсорсинга) и внутренних дискуссий в администрации. В целом они соответствовали оценкам экспертного сообщества о развитии НПТ [1; 2].