В наше время Российская Федерация переживает сложный период своего экономического развития. В условиях финансового кризиса нашей стране были объявлены экономические санкции, в том числе ограничивающие поставки многих типов современного оборудования для различных отраслей производства. Стоит отметить, что финансирование ряда ведущих российских предприятий (в основном оборонно-промышленного комплекса) было ограничено путем запрета на кредитование западными банками.
Практика окончательно доказала постулат, уже давно обоснованный отечественными учеными-экономистами, — России необходимо активно развивать собственные технологии, а не только поставлять на мировой рынок сырье. Формирование экономики инновационного типа для страны является первоочередной задачей.
Затянувшийся политический конфликт с Украиной привел к тому, что значительная часть комплектующих для российского оборудования перестала импортироваться с украинских заводов. Так, почти полностью прекратились поставки железнодорожного оборудования. Но, российским машиностроителям удалось практически полностью заменить украинские комплектующие в кратчайшие сроки.
Машиностроение является одной из важнейших отраслей в национальной экономике. На протяжении долгих лет многими эта отрасль считалась отстающей, подчеркивалась ее низкая рентабельность и технологическое отставание [1]. Статус рабочего в обществе в период либеральных преобразований серьезно снизился. Заводские профессии стали непрестижными, а начальное профессиональное образование оказалось на грани уничтожения.
Кризисные явления и рыночные тенденции в значительной мере коснулись предприятий, не связанных с оборонно-промышленным комплексом. Предприятия ОПК остаются флагманом российского производства и ключевым центром новейших технологических разработок. Также нельзя не отметить, что в целом российское машиностроение сохранило достаточно мощный кадровый потенциал и сумело прирастить объем инновационных технологических разработок [2].