По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.011.4

Инновационная деятельность в Республике Беларусь

В настоящее время Республика Беларусь по уровню инновационного развития в сравнении с наиболее технологически развитыми странами во многом им пока уступает. Основные ограничения, которые сдерживают развитие инновационной деятельности: недостаток финансовых ресурсов, ограниченность доступа к информации о разработках инноваций, недостаток высококвалифицированного персонала. Вместе с тем благодаря проводимым реформам Беларусь постепенно и неуклонно движется в направлении формирования инновационной экономики.

Литература:

1. Болко Е.Н. Состояние и проблемы инновационного развития отечественных предприятий // Наука и инновации, 2014. — № 1.

2. Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Макаров С.А. Анализ эффективности инновационной деятельности: учеб. пособие. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012.

3. Войтов И.В., Анищик В.М., Гришанович А.П., Толочко Н.К. Инновационная деятельность и венчурный бизнес: научно-методич. пособие. — Минск: ГУ «БелИСА», 2011.

4. Солодовников С.Ю. [и др.]. Модернизация белорусской экономики: фундаментальные и прикладные аспекты: монография / Под ред. Ю.В. Чеплянского. — Минск: Экоперспектива, 2013.

5. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file5a5cae06fafe4b28.pdf.

6. Инновационная деятельность в 2013 году / Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.

7. Богдан Н.И. Инновационная динамика: глобальные тенденции и перспективы Беларуси: монография. — Минск: УП «Энциклопедикс», 2012.

8. Кублицкая Т.М. Инновационное развитие Беларуси: сравнительный анализ // Новая экономика, 2013. — № 1 (61).

9. Богдан Н.И. Международные индикаторы инноваций: оценка сильных и слабых сторон национальной инновационной системы Беларуси // Белорусский экономический журнал, 2013. — № 4.

10. Войтов И.В. Инновационное развитие Республики Беларусь // Инженер-механик, 2012. — № 3 (56).

В Республике Беларусь инновационная составляющая входит в программные установки развития национальной экономики и получает от государства финансовую и организационную поддержку. Она проявляется не только в формировании благоприятных стартовых налоговых условий, стимулировании разработок наукоемкой продукции, технологий и инновационной активности, но и в координации совместных усилий заинтересованных сторон, в корректировке недостатков рыночного регулирования экономики путем создания соответствующих институтов и механизмов [1].

Многочисленные инициативы в области поддержки инноваций носят комплексный и масштабный характер. Наиболее важной из них явилась Государственная программа инновационного развития на 2011–2015 гг.

Для лучшего понимания введем определение инновационной деятельности, которая представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, либо в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [2].

К субъектам инновационной деятельности относятся организации двух типов:

— непосредственно занимающиеся инновационной деятельностью;

— не занимающиеся непосредственной инновационной деятельностью, но способствующие ей, обеспечивая общие условия для ее нормального осуществления.

К организациям 1-го типа относятся:

— научные организации;

— инженерные организации;

— производственные организации;

— коммерческие организации.

К организациям 2-го типа, совокупность которых образует инновационную инфраструктуру, относятся:

— специализированные малые инновационные организации: научно-технические, консультативно-экспертные и лизинговые фирмы, а также центры трансфера технологий;

— специализированные инновационные комплексы: инновационные бизнес-инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы [3].

Для Цитирования:
Веселов Е.Ю., Инновационная деятельность в Республике Беларусь. Управление качеством. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала