Человек является движущей силой экономики. Переход на инновационный путь развития связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества [2]. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе — приоритет не только ОАО «РЖД», но и России.
Инновационное управление человеческими ресурсами — это деятельность, направленная на совершенствование системы управления в сфере работы с человеческими ресурсами, с целью развития творческого, инновационного потенциала работников и стимулирования инновационного поведения персонала.
Успехи ведущих компаний в развитых странах связаны с созданием перспективных инновационных механизмов управления человеческими ресурсами на уровне организации, в основе формирования которых стоит комплексный, стратегический подход к использованию и развитию человеческого потенциала [3].
Среди ключевых аспектов стратегии холдинга «РЖД» в области обучения и развития сотрудников для обеспечения эффективной и согласованной деятельности компании можно выделить создание Системы единых корпоративных требований к персоналу (Система ЕКТ), которая внедряется с 2012 г. и позволяет создать базу для структурированной, объективной оценки и сравнения профессиональных и деловых качеств как работников, так и внешних кандидатов, что, в свою очередь, способствует эффективному управлению кадровым резервом и обеспечивает максимальную точность при принятии всех кадровых решений.
Система ЕКТ — это оценка уровня профессиональных и управленческих навыков работников компании. По результатам оценки осуществляется планирование обучения, формирование кадрового резерва, подбор персонала.
Система ЕКТ построена на компетентностном подходе, в основу которого легли ценности компании: Мастерство — Целостность — Обновление, и предусматривает формализацию требований ко всем сотрудникам холдинга по четырем уровням:
• корпоративные компетенции;