По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Инклюзия в российских музеях и роль государства в повышении доступности музеев для людей с ограниченными возможностями здоровья

В последние несколько лет российские музеи уверенно движутся в сторону инклюзии — создания доступной среды. Во многих московских музеях сегодня есть инклюзивные программы, направленные на создание комфортных условий для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Первый в России отдел инклюзивных программ появился в Музее современного искусства «Гараж» в 2015 году. Понимание инклюзии в российской музейной среде имеет свои специфические особенности. В нашей стране были созданы свои концепции инклюзии и интегрированы уникальные инклюзивные практики.

Литература:

1. Алехина С. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. — 2016. — № 21 (1). — С. 136–145.

2. Петров В., Кантемирова И. Феномен социальной эксклюзии/инклюзии в аспекте образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник АГУ. — 2012. — № 2 (239). — С. 129–137.

3. Афонькина Ю. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 11 (55). — С. 149–162.

4. Алехина С. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 19. — С. 5–16.

5. Ахметова Д., Нигматов З., Челнокова Т., Юсупова Г. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. — Казань: Изд-во Института экономики, управления и права «Познание», 2016.

6. Благотворительный фонд «Гольфстрим» (2019). Музей участия — «Искусство быть». — https://golfstreamfond.ru/iskusstvo-byt-2019/ (дата обращения: 22.08.2020).

7. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Инклюзивное образование в России. Комплект информационно-методических материалов. РООИ «Перспектива». — https://perspektiva-inva.ru/userfi les/ education/publication/incliuzivnoe-obrazovaniev-rossii.pdf (дата обращения: 22.08.2020).

8. РОСИЗО // Выставочный проект: «Искусство быть». — https://www. rosizo.ru/events/ event/1424/ (дата обращения: 22.08.2020).

9. Конвенция о правах инвалидов // Организация Объединенных Наций. — https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability.shtml (дата обращения: 22.08.2020).

10. Астоянц М., Россихина И. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2020. — № 12. — С. 51–58.

11. Малофеев Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х ч. — Ч. 1: Западная Европа. — М.: Печатный двор, 2016.

12. Приказ Министерства культуры РФ от 16.11.2015 № 2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» // Официальный интернет-портал правовой информации. — http:// publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201512150054 (дата обращения: 21.08.2020).

13. Россихина И.В. Социальная инклюзия студентов как функция учреждения среднего профессионального образования: Автореф. дис. / Южный федеральный университет. — Новочеркасск, 2013.

14. Музей современного искусства «Гараж» // Открытие первого в России отдела инклюзивных программ. — https://garagemca.org/ ru/news/2015-09-29-garage-has-launched-thedepartment-ofi nclusive-programs (дата обращения: 22.08.2020).

15. Музей современного искусства «Гараж» // Выставка «Единомышленники». — https:// garagemca.org/ru/exhibition/co-thinkers (дата обращения: 22.08.2020).

В истории развития инклюзивных практик в музейной среде поворотным моментом стал приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» (2015 год). После его вступления в силу все культурно-досуговые центры должны были обеспечить доступную среду для людей с ограниченными возможностями здоровья. Изменения в музеях коснулись не только модернизации инфраструктуры, установки пандусов и обеспечения беспрепятственного проезда. Изменились и способы трансляции информации, в том числе и на цифровых носителях.

Сегодня в крупных российских музеях посетители с ограниченными возможностями здоровья могут получить адаптированный вариант экскурсии: для незрячих людей предлагаются экскурсии с тактильными моделями, для глухих посетителей — информация на языке жестов, для посетителей с особенностями ментального развития — более доступные для понимания экскурсии в виде чек-листов или коммуникативных карточек.

Изменения, произошедшие в музейной среде, стали фундаментом для двух выставок: «Единомышленники» (Музей современного искусства «Гараж», 2016 год) и «Искусство быть» (Государственный центр современного искусства, 2019 год). Эти кураторские проекты стали первыми в нашей стране выставками, посвященными проблемам инклюзии в музее, мостом между потребностями инвалидов и новыми возможностями современного музейного пространства.

Проект «Единомышленники» впервые был представлен широкой общественности в 2016 году, презентация состоялась в Музее современного искусства «Гараж». Неожиданный успех выставки позволил представить ее и в других музейных центрах: в 2017 году она была показана в Ельцин-Центре Екатеринбурга, в 2019 году — в «Арсенале» Нижнего Новгорода.

Выставка Государственного центра современного искусства «Искусство быть» тоже стала продолжающимся проектом: показы проходили во Владикавказе, а также в Музее истории Выксунского металлургического завода, в Центре современного искусства Краснодара «Типография».

Для Цитирования:
Антон Масленников, Инклюзия в российских музеях и роль государства в повышении доступности музеев для людей с ограниченными возможностями здоровья. Музей. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: