По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Инклюзивное образование в музеях

Ценности у людей постоянно меняются и для того, чтобы отвечать актуальным требованиям, представители музеев занимаются поиском научных концепций, которые дают возможность активно внедряться в социальные процессы. Музеи заинтересованы в том, чтобы повысить посещаемость. С этой целью производится расширение аудитории — она становится все более разнообразной, в нее входят граждане разных возрастов, социальных положений, физических возможностей и т.д. Социальная значимость музеев увеличивается, т.к. они связывают людей от мала до велика.

Литература:

1. Шевлягин А.А. Культурная инклюзия в музее // Вестник СПбГИК. — 2019. — № 1 (38). — С. 145–149.

2. Шляхтина Л.М. Социальные практики современного музея: границы доступности // Вопросы музеологии. — 2014. — № 2. — С. 10–15.

3. Иттерстад Г. Инклюзия — что означает это понятие, и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? // Психологическая наука и образование. — 2011. — №3. — С. 41–49.

4. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 74–82.

5. Донина И.Н. Универсальный дизайн в социокультурной адаптации «особых» посетителей музейными средствами // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2014. — № 166. — С. 133–143.

В связи с тем, что музей является один из эффективных механизмов воздействия на общество и отдельно взятые его группы, он обладает потенциалом для создания поликультурной среды через повышение уровня толерантности среди граждан, сглаживание конфликтов и повышение уровня культуры. Все это должно оказать положительное воздействие на социум.

Идеология инклюзии базируется на представлении об обществе, предполагающем его значительное изменение, благодаря которому происходит присоединение людей разных рас, вероисповеданий, а также с различными физическими возможностями.

Но музей можно рассматривать не только в этом ключе, но и как объект, воздействующий на культуру населения, который позволяет человеку стать частью современного социокультурного пространства. Посещая музеи, человек соприкасается с экспонатами, перенимая культуру, проникаясь ей и делая частью своей. Это становится причиной возникновения проблемы «культурной инклюзии», наличие которой общество должно понимать.

Указанная проблема наиболее остро касается людей с ограниченными возможностями. При этом четкое представление об инклюзии в культуре отсутствует, т.к. единого термина «культурная инклюзия», способного отразить всю сложность и глубину культурного единения, пока нет. Одновременно с этим такое словосочетание, как «инклюзия в музее», используется в различных контекстах, что, по мнению исследователей, является частным случаем общего культурного феномена.

Для того чтобы деятельность музеев была максимально эффективной, необходимо сформулировать и внедрить понятие «культурная инклюзия». Ряд специалистов считает, что обсуждение вопроса, касающегося этого явления, является весьма актуальным, т.к. это позволит усовершенствовать музейную работу и понять — какая именно инклюзия в нем способна осуществляться. Соответственно проблема, которая касается изучения и внедрения культурной инклюзии является актуальной, носящей музеологический характер.

Музеи посещают абсолютно разные люди, однако имеет смысл выделить отдельную категорию, заслуживающую пристального внимания — это граждане с особыми потребностями. Причиной является высокая социальная значимость проблемы, которая отмечается и на государственном уровне.

Для Цитирования:
Ася Евгеньевна Филатова, Инклюзивное образование в музеях. Музей. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: