На долю энергозатрат в себестоимости промышленной продукции в нашей стране приходится до 75 %. Таков, например, показатель химической отрасли, одной из самых энергоемких [1]. Не менее серьезная ситуация складывается в коммунальном хозяйстве. На долю этой непроизводственной отрасли приходится до 40 % энергопотребления. О повышении эффективности использования энергоресурсов в ЖКХ в последние годы говорится много, но активизировать этот процесс оказалось нелегко.
Премьер-министр Медведев Д.А. отметил: «От результатов деятельности по энергосбережению зависит конкурентоспособность, финансовая устойчивость, энергетическая и экологическая безопасность нашей страны» [2].
23 ноября 2009 г. был принят Федеральный закон «Об энергосбережении» № 261-ФЗ. Он обязывает все государственные организации и крупные промышленные предприятия пройти энергетическое обследование, а также проводить мероприятия по снижению уровня потребления энергоресурсов.
Устанавливает закон и требования к коммунальному сектору. В качестве обязательных мер предусмотрены дифференцированный учет потребляемых энергоресурсов, энергетический аудит и паспортизация жилых зданий, их оснащение современными средствами регулируемого потребления тепла.
Четыре года спустя после принятия закона советник Дирекции по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Аналитического центра при Правительстве РФ Хомченко Д.Ю. отметил, что процесс идет достаточно пассивно. Тем не менее, потенциал для экономии налицо. В частности, по данным Росстата, в период с 2003 по 2013 г. стоимость 1 кВ∙ч электроэнергии для промышленных потребителей выросла почти в три раза [3].
Чтобы затормозить этот процесс и увеличить темпы наращивания производства, в 2010 г. Правительством РФ были даже приняты меры по сдерживанию роста тарифов. В результате по итогам 2014 г. среднегодовой рост стоимости электроэнергии ожидается на уровне 7 %. Сохранится ли тенденция? Гарантировать это сегодня никто не может: похоже, что мотивация к активному энергосбережению у предприятий по-прежнему слаба. Так, по данным экспертов Аналитического центра, к 2014 г. всего четверть регионов России смогли определить потенциалы экономии энергии и свести топливно-энергетический баланс в программах энергосбережения [4]. И лишь 20 % регионов вообще рассматривают энергосбережение в промышленности как часть программы снижения энергоемкости. До сих пор мероприятия по повышению энергоэффективности зависят только от личной мотивации руководителей предприятий, государство же свести воедино и скоординировать действия всех участников рынка пока не смогло. Многие руководители уверены, что возможность снижения энергозатрат ничтожно мала или экономически невыгодна.