По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6

Информация, раскрываемая в отчетности бюджетных учреждений в соответствии с российскими и международными стандартами

Кришталева Таисия Ивановна д-р экон. наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве РФ, E-mail: tkrishtaleva@mail.ru
Трушина Анастасия Александровна студентка факультета учета и аудита, Финансовый университет при Правительстве РФ, E-mail: 1uchetaudit@qmail.com

В статье рассмотрена актуальная проблема сближения российской системы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора с международными стандартами, обозначены основные особенности представления финансовой отчетности по ФСБУ ГС и МСФО ОС, определены сходства и различия в требованиях, предъявляемых к отчетности, составе отчетности, критериях классификации элементов отчетности и особенностях составления отдельных отчетов. Ввиду специфики российской системы бухгалтерского учета в отношении представления отчетности обоснована необходимость дальнейшего реформирования в соответствии с регламентациями МСФО ОС, что позволит представлять наиболее полезную для пользователей отчетность.

Литература:

1. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Особенности методики учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений в системе РСБУ и МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2016. — № 16 (400). — С. 2–9.

2. Кришталева Т.И. Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения здравоохранения: особенности заполнения отдельных форм годовой отчетности 2016 года // Бухучет в здравоохранении. — 2016. — № 11. — С. 15–23.

3. Кришталева Т.И., Сильченко А.Д. Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных учреждений, их признание и методы оценки // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 12. — С. 39–46.

4. Легенькова М.К. Применение международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики России // Регионология. — 2015. — № 3 (92). — С. 70–78.

5. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Методология формирования финансовой отчетности в системах российских и международных стандартов: Монография. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2013. — 336 с.

6. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Сопоставление принципов бухгалтерской отчетности в российских и международных стандартах // Аудиторские ведомости. — 1999. — № 8. — С. 24–33.

7. Трофимова Л.Б. Влияние российского и международного институтов финансовой отчетности общественного сектора на формирование балансовых показателей // Международный бухгалтерский учет. — 2017. — № 15 (429). — С. 856–867.

8. Трофимова Л.Б. Разработка классификации элементов финансовой отчетности организаций государственного сектора в современных условиях перехода на МСФО общественного сектора // Международный бухгалтерский учет. — 2016. — № 20. — С. 15–23.

Одной из особенностей развития бухгалтерского учета в России на сегодняшний день является сближение с практикой мирового уровня с учетом требований рыночной экономики. Неизбежное реформирование системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, основанное на повышении качества получаемой информации и предоставлении заинтересованным пользователям свободного доступа к ней, затрагивает и организации государственного сектора.

Достижение понимания отчетности российских организаций иностранными пользователями и, в свою очередь, успешный выход российских организаций на международные рынки капитала требует разработки собственных стандартов для организаций государственного сектора, которые будут максимально приближены к международным. Согласно постановлению Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 в качестве основы реформирования бухгалтерского учета в России были выбраны международные стандарты финансовой отчетности, завоевавшие в последние годы большой авторитет во всех странах мира [5, с. 25]. На сегодняшний день учет большинства российских организаций государственного сектора пока еще значительно отличается от регламентаций МСФО ОС.

Безусловно, ФСБУ ГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256 н, во многом соответствует современным тенденциям развития бухгалтерского учета и отчетности и составлен на основе основополагающих принципов, регламентированных в международных стандартах. Но полный переход отчетности организаций государственного сектора на МСФО ОС невозможен без формирования базовых основ составления финансовых отчетов с учетом международных правил. Основная дискуссионность вопросов, возникающих в процессе реформирования бухгалтерского учета, состоит в проблеме адаптации методологических основ и подходов к формированию отчетности российской системы учета к международным стандартам и правилам. Как известно, основным объектом анализа и оценки деятельности любого экономического субъекта является отчетность. При этом основные цели и интересы пользователей отчетности, безусловно, влияют на специфику ее представления. Международные стандарты ориентированы на существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и других кредиторов, предоставляющих финансовые ресурсы организации; российская отчетность в большей степени составляется для налоговых и других регулирующих органов, что и определяет во многом проблему сближения систем учета. Создание российских стандартов, ориентированных на МСФО в области представления отчетности, позволит учреждениям государственного сектора формировать отчетность для более широкой группы пользователей. Ключевое значение имеет и вопрос трансформации отчетности в условиях существования различных подходов в российских и международных стандартах.

Для Цитирования:
Кришталева Таисия Ивановна, Трушина Анастасия Александровна, Информация, раскрываемая в отчетности бюджетных учреждений в соответствии с российскими и международными стандартами. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: