Поскольку транспорт играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, то неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам преступных посягательств. Следовательно, возрастает роль обеспечения транспортной безопасности и на территории Российской Федерации [1].
Для достижения безопасного и стабильного функционирования транспортного комплекса государством во взаимодействии с научными и коммерческими организациями создана и находится в постоянном развитии система правовых, экономических, организационных и иных мер по предотвращению совершения актов незаконного вмешательства (далее — АНВ).
Одной из таких мер является оценка уязвимости (далее — ОУ), в процессе проведения которой аккредитованные специализированные организации определяют степень защищенности конкретного объекта транспорта или транспортного средства, конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности (территорию, где устанавливается особый режим допуска) и рекомендуют, какие меры необходимо предпринять для защиты выявленных уязвимых участков [2]. Одной из основных задач данной меры является определение математической модели нарушителя для расчета возможных сценариев предотвращения АНВ.
В большинстве случаев анализ потенциальных угроз совершения АНВ проводят методом ранжирования потенциальных угроз с учетом масштабности нанесения предполагаемого ущерба, а также степени вероятности реализации АНВ с помощью метода экспертных оценок (метод Дельфи). Для этого экспертная группа проводит парное сравнение угроз, на анализе которого строятся ранжированные списки потенциальных угроз по масштабности и вероятности совершения АНВ [3].
Следующим этапом защиты объекта транспорта на нормативном уровне является план обеспечения транспортной безопасности (далее — ПОТБ), разрабатываемый на основе ОУ.
ОУ и ПОТБ — два основополагающих документа, рассказывающих о том, какие уязвимые участки имеет объект и как его защитить, они имеют специальные правила обращения и хранения, которые закреплены постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257 (далее — постановление № 1257).