Со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [1] получили юридический статус принципиальные изменения и дополнения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”» [2].
Например, претерпела принципиальные изменения ст. 5.27 «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» в КоАП [3], дополненная ст. 5.271, состоящей, как и ст. 5.27, из пяти частей. Часть 1 ст. 5.27 указывает, что общие нарушения, если они не предусмотрены ч. 2 и 3 этой статьи и ст. 5.271, влекут предупреждение или административный штраф на должностных лиц и на индивидуальных предпринимателей в размере от 1000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, новые части 2, 3, 4 и 5 ст. 5.27 предусматривают:
• административный штраф на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. за фактический допуск к работе при условии, что работодатель отказывается признать возникновение отношений трудовыми;
• административный штраф на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. за уклонение от оформления трудового договора и заключение гражданскоправового договора, хотя отношения между работодателем и работником квалифицируются как трудовые отношения;
• дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до трех лет, административный штраф на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. за повторное аналогичное правонарушение.
Введение этих правовых норм направлено на ограничение распространения гражданско-правовых договоров, при которых охрана труда работника в полном объеме не обеспечивается. Кроме того, усилена ответственность должностных лиц и работодателей, допускающих повторные нарушения или не реагирующих на предписания государственных инспекторов.