Настоящая статья опирается более чем на 20-летний опыт автора по внедрению информационной технологии управления предприятием СМБ (ERP NOVA).
Этот опыт выявил ряд проблем.
Первая: завышенные требования к автоматизации бизнеса в целом (если в технологии мало что выполняется автоматически, то она плохая).
Вторая: завышенные требования к автоматизации труда менеджеров по продажам. При этом владельца бизнеса не волнует, позволит ли система оценить результаты его бизнеса. А вот как выглядит экран функционала менеджера, сколько там кнопок, как они расположены и сколько нажатий на клавиатуру придется производить менеджеру, очень волнует. Если не понравится, система плоха.
Третья: востребованность функционала. Потенциальный клиент может сгенерировать такие пожелания, на которые никакой фантазии не хватит. Я бы большой беды в этом не видел, если бы был уверен в том, что клиенту это действительно нужно. Ну а действительность еще богаче. Разработанная «АЗСофт» ERP NOVA содержит только тот функционал, который востребован или был дополнительно заказан нашими клиентами. Практика компании показывает, что существует два типа клиентов. Клиенты первого типа не могут работать без этого функционала. Клиенты второго типа именно к этому будут абсолютно равнодушны.
Возможно, эти проблемы не очень важны, но они из часто встречающихся. Конечно, функционал ERP должен быть интуитивно понятным, минимизировать рутину, подсказывать, помогать, прогнозировать, планировать и т.д. Но самое важное, для чего нужна ERP, — она должна либо давать ответы на вопросы о состоянии бизнеса, его развитии и перспективах этого развития, либо в худшем случае помогать эти ответы получить. А отсюда и первоочередные требования к функционалу, он должен обеспечить рациональным образом учет всех тех данных, только на основе которых и могут быть сформированы ответы.
Таким образом, мы сделали предположение, что автоматизация бизнеса — это учет с помощью информационных технологий. Моя практика свидетельствует, что, если мы с клиентом согласны по этому вопросу, это еще не все. На этом более продвинутом уровне иногда просто теряются конкретные цели, для чего нужно покупать ERP. Вот эта проблема мне представляется весьма важной.