По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.56 DOI:10.33920/pol-01-2309-03

Информационные ресурсы как объект информационной безопасности

Кривоухов Анатолий Анатольевич канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный аграрный университет имени И.И. Иванова», Россия, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 70, Е-mail: anatka@rambler.ru, +7 919 211 8885, ORCID ID: 0000-0001-8918-5213

В настоящее время информационные ресурсы органов государственной власти в нашей стране являются одним из основных источников информации об их деятельности. Значительное разнообразие видов информационных ресурсов по формам представления информации, организационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам до сих пор обычно приводило к тому, что проблемы различных видов информационных ресурсов рассматривались в отрыве друг от друга. В то же время многие проблемы являются общими для всей сферы информационных ресурсов, особенно с точки зрения стратегии государственной информационной политики. Кроме того, большое значение имеет взаимодействие различных информационных ресурсов в ходе их формирования и использования при решении многообразных задач государственного управления, экономического и социального развития. Ясно, что без входного (исходного) ресурса нужного вида и качества невозможно получить требуемый выходной ресурс или продукт. Без ресурсов в современном понимании невозможна никакая деятельность в человеческом обществе. Поскольку ресурсы не только потребляются в ходе деятельности, но и создаются, теоретически деятельность может быть представлена как организационно-производственный процесс. Ресурсы могут появляться независимо от человека или создаваться человеком. Очевидно, что информационные ресурсы относятся ко второму типу ресурсов. Как создаваемые ресурсы они имеют двойственный характер и как источник, и как результат. В настоящей статье рассмотрены информационные ресурсы в качестве объекта информационной безопасности.

Литература:

1. Зотов, В.В. Социально-сетевое взаимодействие в сети Интернет: к определению феномена медиа / В.В. Зотов, И.Н. Васильева, А.А. Кривоухов. Коммуникология. 2022; 10, 4: 13–22. DOI 10.21453/2311-3065-2022-10-4-13-22. EDN IGJGLM.

2. Кривоухов А.А. Информационная безопасность как мера обеспечения национальной безопасности России. Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2013; 9 (3): 105–112. EDN RTBCEB.

3. Кривоухов, А.А. Право на информацию в современном обществе / А.А. Кривоухов, Е.М. Бледнова. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2013; 3: 30–34. EDN RVVWIZ.

4. Кривоухов А.А. Правовое регулирование защиты государственных информационных ресурсов: специальность 05.13.19 «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А.А. Кривоухов. Воронеж, 2006; 224 с. EDN VIIFCF.

5. Кривоухов, А.А. Информационная безопасность как антропосоциотехнический феномен / А.А. Кривоухов, В.В. Зотов. Коммуникология. 2017; 5, 4: 71–81. DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-4-71-81. EDN ZGIJJH.

6. Кривоухов А.А. Оценка информационной безопасности интернет-среды пользователями социальных сетей. Коммуникология. 2018; 6, 1: 107–117. EDN YVQMOU.

7. Кривоухов А.А. Перспективы интернет-взаимодействия населения и органов власти в контексте развития информационного права. Коммуникология. 2019; 7, 4: 117–127. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-4-117-127. EDN SXHYYC.

8. Прокопенко А.Н. Информационные ресурсы МВД России на современном этапе Пробелы в российском законодательстве. 2010; 1: 72–74. EDN LMBIWZ.

9. Прокопенко А.Н. Правовое регулирование информационных ресурсов МВД России: монография / А.Н. Прокопенко; Министерство внутренних дел России, Белгородский юридический институт. Белгород: Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина, 2010; 160 с. EDN QRWURH.

10. Прокопенко А.Н. О содержании понятия информационные ресурсы в праве. Бизнес в законе. 2010; 1: 157–160. EDN LMASMV.

11. Прокопенко, А.Н. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов / А.Н. Прокопенко, А.А. Кривоухов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2007; 1: 173–181. EDN ORMBKF.

12. Устинович Е.С. Государственные информационные услуги. Государство и право. 2008; 10: 86–88. EDN JSJVXT.

13. Устинович Е.С. Информационная деятельность как функция федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Российская юстиция. 2010; 4: 7–11. EDN LDFCCB.

14. Устинович Е.С. Источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Информационное право. 2007; 3: 12–16. EDN JWSTXD.

15. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий Курск: Деловая полиграфия, 2011; 283 с.EDN YNCWZG.

16. Устинович, Е.С. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты / Е.С. Устинович, Е.М. Бледнова. Конституционное и муниципальное право. 2009; 16: 18–20. EDN RHBKEP.

17. Устинович Е.С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Административное право и процесс. 2010; 2: 13–16. EDN LAFJSB.

18. Цымбал Ф.А. Информационная безопасность против кибербезопасности. Столыпинский вестник. 2022; 4, 4. EDN RQBMEW.

19. Штоль, В.В. Информационно-коммуникационные технологии и информационная безопасность России / В.В. Штоль, А.Г. Задохин. Обозреватель. 2022; 5–6 (388–389): 66–78. DOI 10.48137/2074-2975_2022_5-6_66. EDN LTISSH.

20. Юнусова, Д.А. Информационная безопасность региона / Д.А. Юнусова, А.А. Дахададаева. Индустриальная экономика. 2022; 5, 3: 458–463. DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_5_458. EDN RSITRE.

1. Zotov, V.V. Social’no-setevoe vzaimodejstvie v seti Internet: k opredeleniyu fenomena media / V.V. Zotov, I.N. Vasil’eva, A.A. Krivouhov. Kommunikologiya. 2022; 10, 4: 13–22. DOI 10.21453/2311-3065-2022-10-4-13-22. EDN IGJGLM.

2. Krivouhov A.A. Informacionnaya bezopasnost’ kak mera obespecheniya nacional’noj bezopasnosti Rossii. Gosudarstvo i obshchestvo: vchera, segodnya, zavtra. Seriya: Pravo. 2013; 9 (3): 105–112. EDN RTBCEB.

3. Krivouhov, A.A. Pravo na informaciyu v sovremennom obshchestve / A.A. Krivouhov, E.M. Blednova. Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2013; 3: 30–34. EDN RVVWIZ.

4. Krivouhov A.A. Pravovoe regulirovanie zashchity gosudarstvennyh informacionnyh resursov: special’nost’ 05.13.19 «Metody i sistemy zashchity informacii, informacionnaya bezopasnost’»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk / A.A. Krivouhov. Voronezh, 2006; 224 s. EDN VIIFCF.

5. Krivouhov, A.A. Informacionnaya bezopasnost’ kak antroposociotekhnicheskij fenomen / A.A. Krivouhov, V.V. Zotov. Kommunikologiya. 2017; 5, 4: 71–81. DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-4-71-81. EDN ZGIJJH.

6. Krivouhov A.A. Ocenka informacionnoj bezopasnosti internet-sredy pol’zovatelyami social’nyh setej. Kommunikologiya. 2018; 6, 1: 107–117. EDN YVQMOU.

7. Krivouhov A.A. Perspektivy internet-vzaimodejstviya naseleniya i organov vlasti v kontekste razvitiya informacionnogo prava. Kommunikologiya. 2019; 7, 4: 117–127. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-4-117-127. EDN SXHYYC.

8. Prokopenko A.N. Informacionnye resursy MVD Rossii na sovremennom etape Probely v rossijskom zakonodatel’stve. 2010; 1: 72–74. EDN LMBIWZ.

9. Prokopenko A.N. Pravovoe regulirovanie informacionnyh resursov MVD Rossii: monografiya / A.N. Prokopenko; Ministerstvo vnutrennih del Rossii, Belgorodskij yuridicheskij institut. Belgorod: Belgorodskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii imeni I.D. Putilina, 2010; 160 s. EDN QRWURH.

10. Prokopenko A.N. O soderzhanii ponyatiya informacionnye resursy v prave. Biznes v zakone. 2010; 1: 157–160. EDN LMASMV.

11. Prokopenko, A.N. Pravovaya politika Rossijskoj Federacii v sfere gosudarstvennyh informacionnyh resursov / A.N. Prokopenko, A.A. Krivouhov. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2007; 1: 173–181. EDN ORMBKF.

12. Ustinovich E.S. Gosudarstvennye informacionnye uslugi. Gosudarstvo i pravo. 2008; 10: 86–88. EDN JSJVXT.

13. Ustinovich E.S. Informacionnaya deyatel’nost’ kak funkciya federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti Rossijskoj Federacii. Rossijskaya yusticiya. 2010; 4: 7–11. EDN LDFCCB.

14. Ustinovich E.S. Istochniki, metody i sredstva informacionnoj deyatel’nosti organov gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii. Informacionnoe pravo. 2007; 3: 12–16. EDN JWSTXD.

15. Ustinovich E.S. Gosudarstvennaya politika v sfere informacionnyh tekhnologij Kursk: Delovaya poligrafiya, 2011; 283 s.EDN YNCWZG.

16. Ustinovich, E.S. Pravo na informaciyu: global’nyj i nacional’nyj aspekty / E.S. Ustinovich, E.M. Blednova. Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. 2009; 16: 18–20. EDN RHBKEP.

17. Ustinovich E.S. Massovoe informirovanie v informacionnoj deyatel’nosti federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti Rossijskoj Federacii. Administrativnoe pravo i process. 2010; 2: 13–16. EDN LAFJSB.

18. Cymbal F.A. Informacionnaya bezopasnost’ protiv kiberbezopasnosti. Stolypinskij vestnik. 2022; 4, 4. EDN RQBMEW.

19. SHtol’, V.V. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii i informacionnaya bezopasnost’ Rossii / V.V. SHtol’, A.G. Zadohin. Obozrevatel’. 2022; 5–6 (388–389): 66–78. DOI 10.48137/2074-2975_2022_5-6_66. EDN LTISSH.

20. YUnusova, D.A. Informacionnaya bezopasnost’ regiona / D.A. YUnusova, A.A. Dahadadaeva. Industrial’naya ekonomika. 2022; 5, 3: 458–463. DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_5_458. EDN RSITRE.

Значительное разнообразие видов информационных ресурсов по формам представления информации, организационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам до сих пор обычно приводило к тому, что проблемы различных видов информационных ресурсов рассматривались в отрыве друг от друга. В то же время многие проблемы являются общими для всей сферы информационных ресурсов, особенно с точки зрения стратегии государственной информационной политики. Кроме того, большое значение имеет взаимодействие различных информационных ресурсов в ходе их формирования и использования при решении многообразных задач государственного управления, экономического и социального развития [10, 157–160; 11, 173–181].

Ясно, что без входного (исходного) ресурса нужного вида и качества невозможно получить требуемый выходной ресурс или продукт. Без ресурсов в современном понимании невозможна никакая деятельность в человеческом обществе. Поскольку ресурсы не только потребляются в ходе деятельности, но и создаются, теоретически деятельность может быть представлена как организационно-производственный процесс. Ресурсы могут появляться независимо от человека или создаваться человеком. Очевидно, что информационные ресурсы относятся ко второму типу ресурсов. Как создаваемые ресурсы они имеют двойственный характер и как источник, и как результат.

В конце ХХ в. началось создание глобальных информационных компьютерных сетей. На настоящий момент информационные сети охватывают практически все страны, а доступ к ним имеет более половины населения нашей планеты [1, 13–22].

Данный процесс привел к возникновению понятия «информационное общество». При этом «информация как масса накопленных знаний, как феномен, создающий возможность нового состояния инфосферы планеты, воспринимается в качестве основы новой цивилизационной волны в развитии биосферы и движения к ноосфере».

Сегодня смело можно утверждать, что применение новых информационных технологий привело к глобальному прорыву в сфере накопления информации. При этом человечество практически оказалось не готово к произошедшему информационному прорыву и, как следствие, неспособно усвоить новый объем знаний.

Для Цитирования:
Кривоухов Анатолий Анатольевич, Информационные ресурсы как объект информационной безопасности. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: