Значительное разнообразие видов информационных ресурсов по формам представления информации, организационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам до сих пор обычно приводило к тому, что проблемы различных видов информационных ресурсов рассматривались в отрыве друг от друга. В то же время многие проблемы являются общими для всей сферы информационных ресурсов, особенно с точки зрения стратегии государственной информационной политики. Кроме того, большое значение имеет взаимодействие различных информационных ресурсов в ходе их формирования и использования при решении многообразных задач государственного управления, экономического и социального развития [10, 157–160; 11, 173–181].
Ясно, что без входного (исходного) ресурса нужного вида и качества невозможно получить требуемый выходной ресурс или продукт. Без ресурсов в современном понимании невозможна никакая деятельность в человеческом обществе. Поскольку ресурсы не только потребляются в ходе деятельности, но и создаются, теоретически деятельность может быть представлена как организационно-производственный процесс. Ресурсы могут появляться независимо от человека или создаваться человеком. Очевидно, что информационные ресурсы относятся ко второму типу ресурсов. Как создаваемые ресурсы они имеют двойственный характер и как источник, и как результат.
В конце ХХ в. началось создание глобальных информационных компьютерных сетей. На настоящий момент информационные сети охватывают практически все страны, а доступ к ним имеет более половины населения нашей планеты [1, 13–22].
Данный процесс привел к возникновению понятия «информационное общество». При этом «информация как масса накопленных знаний, как феномен, создающий возможность нового состояния инфосферы планеты, воспринимается в качестве основы новой цивилизационной волны в развитии биосферы и движения к ноосфере».
Сегодня смело можно утверждать, что применение новых информационных технологий привело к глобальному прорыву в сфере накопления информации. При этом человечество практически оказалось не готово к произошедшему информационному прорыву и, как следствие, неспособно усвоить новый объем знаний.