Отдельные практики, в настоящее время относящиеся к инструментам реализации публичной дипломатии США, связанные, например, с экспортом образования и культуры, существовали на протяжении всей истории человечества и не только в США. И Соединенные Штаты, и другие великие державы в начале XX в. стали все активнее обращаться к приемам воздействия на иностранное общественное мнение, в том числе из-за технологического прорыва и распространения таких технологий , как радиовещание, кинопроизводство и сети Интернет.
Чтобы ясно увидеть принцип американской дипломатии, нужно уделить внимание немаловажному факту: впервые термин «информационная война» был употреблен и введен в отдельную сферу деятельности в 1996 г. Робертом Банкером, экспертом Пентагона, на одном из симпозиумов, представившим доклад, посвященный новой военной доктрине вооруженных сил США XXI столетия (концепции Force XXI). Согласно его докладу, военные действия могут происходить сразу в двух связанных, но действующих независимо направлениях — традиционное пространство и киберпространство. Как в контексте этого исследования, так и исторического опыта киберпространству придается более высокое значение. Р. Банкер предложил доктрину «киберманевра», которая фактически является дополнением и подпорой для физических военных действий, направленную на подавление моральных и технических сил противника и нейтрализацию его потенциала [4].
Таким образом, территория военных действий расширилась: информационное пространство стало наравне с землей, морем, воздухом и космосом восприниматься как театр боевых действий, а основными объектами поражения в новых войнах стали информационная инфраструктура и психика противника (появился даже термин human network). Американцы считают стратегическую коммуникацию и публичную дипломатию успешной, если они адресованы и массовой аудитории, и особым группам людей, по различным причинам способным оказывать влияние на решения и мнения других. Среди таких групп: представители религиозных организаций, прессы, сферы образования и науки, политических и социальных организаций, бизнеса, армии и т. д. А также путем информирования и влияния на зарубежную аудиторию, расширяя и укрепляя связи народа и правительства США с гражданами других стран, делая образ Америки и мышления ее граждан близким и понятным иностранным обывателям, в первую очередь молодежи через литературу, кинематограф и обучение в американских вузах.