Произошедшая в последние двадцать лет информационная революция (с момента массового применения компьютеров и интернета в различных сферах жизни) кардинальным образом меняет методы и формы обучения студентов в высших учебных заведениях. Главное в дои послереволюционном состоянии вузов заключается в изменившихся объемах и скорости генерирования, сохранения, передачи и использования информации; предельно упрощая, можно сказать, что если раньше, в «бумажную» эпоху, проблема в данном контексте состояла в поиске большего объема необходимой информации, то сейчас, в «электронную» эпоху, речь идет о проблеме фильтрации огромных массивов информации по заданным критериям. Причем, последнее гораздо сложнее, поскольку требует значительно более четкого целеполагания. Применительно к вузам ситуация, на наш взгляд, изменилась, изменятся и должна изменяться по следующим основным позициям. Во-первых, преподаватели на занятиях со студентами уже не являются основным источником, откуда обучающиеся получают знания. Во-вторых, формы проведения занятий теперь не могут быть достаточно эффективными без использования разного рода электронных устройств типа крупных мониторов, ноутбуков, планшетов, смартфонов (далее — гаджеты). В-третьих, методики проведения занятий должны разрабатываться с учетом использования гаджетов каждым без исключения студентом (здесь и далее мы имеем в виду аудиторные занятия).
В образовательно практике, как можно судить по опыту автора и различным публикациям, внедрение электронно-информационных средств в образовательном процессе осуществляется недостаточными темпами1, консерватизм пока еще преодолевается с трудом. В настоящее время «электроника» используется преимущественно для упрощения разного рода процедур технического характера (расписание занятий, журналы успеваемости, проверка на антиплагиат выпускных квалификационных работ, пересылка письменных работ по электронной почте и др.). Во многих вузах имеется электронная база учебных материалов в вузовских библиотеках. Это, безусловно, важно и нужно, но — недостаточно, поскольку не затрагивает основного процесса передачи знаний студентам. Например, преподаватели сейчас, как правило, приходят на занятия со своими гаджетами, и это тоже шаг вперед, но дело в том, что гаджеты лишь заменяют использовавшиеся ранее обычные листы формата А4 с соответствующими записями. Суть-то остается прежней: лектор читает лекцию, студенты слушают и конспектируют. А между тем что студенты в свои гаджеты могут без особого труда скачать огромное количество учебников и учебных пособий, монографий и статей по любой учебной дисциплине, включая, и это не редкость, курс лекций того самого лектора, которого они слушают в аудитории. Многие студенты задают вполне резанный, на наш взгляд, вопрос: зачем записывать в тетради то, что уже имеется в их гаджетах, и вообще зачем что-либо записывать, если все необходимые тексты, причем самых разных авторов, в десятках вариантах, уже здесь, в гаджете, и студент может тут же, прямо сейчас обратиться к нужной теме? (здесь необходима оговорка о том, что мы ведем речь об обучении по гуманитарным специальностям, в частности, по юриспруденции, имея в виду, что обучения по естественным и техническим специальностям имеет свою специфику, что не позволяет говорить о всех специальностях обобщенно).