По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.8 DOI:10.33920/nik-02-2304-02

Информационная компетентность студента и его ценностные ориентации*

Сороковикова Валентина Ивановна канд. филос. наук, доцент, и. о. профессора, и. о. заведующего кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии хорового искусства имени В.С. Попова (г. Москва), 125565, Российская Федерация, Москва, Фестивальная ул., д. 2, эл. адрес: visoroks@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2580-107X

В статье анализируются радикальные изменения, которые внесла информационная революция в сферу образования. Возникновение новой образовательной парадигмы предполагает осмысление целей и средств социализации личности в информационном обществе. Информационная компетентность студента становится важнейшим условием его профессиональной и личностной самореализации. Важнейшим компонентом информационной компетентности является система ценностей, формирующаяся в едином процессе образования и воспитания. Наше время выдвигает на первый план изучение социокультурного аспекта существования человека в информационной среде. В процессе исторического развития способы хранения и передачи информации менялись (от устного к письменному, затем печатному и электронному). Очередной этап развития информационной культуры органично включал в себя предыдущий, перерабатывая его. Информационное общество становится новой средой существования человека. Автор показывает, что прежние образовательные парадигмы всегда были основаны на представлениях о развитии человека через образование, в которое включалась и коммуникация. В современном обществе коммуникационный процесс становится разнонаправленным, включая в себя кроме личных контактов разнообразные носители информации, в качестве которых выступают университетские курсы, образовательные порталы, электронные энциклопедии, ютубовские каналы и т.д.

Литература:

1. Костина А.В. Цифровое общество: новые возможности — новые угрозы // Знание. Понимание. Умение. — 2019. — № 3. — С. 172–183.

2. Костина А.В. Цифровизация образования: что мы получаем и что теряем? // Знание. Понимание. Умение. — 2021. — № 1. — С. 52–66.

3. Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект [Текст] / Е.В. Петрова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН. — 137 с.

4. Руткевич А.М. Три идеи университета // Вопросы философии. — 2022. — № 8. — С. 66–74.

5. Ясперс К. Идея университета / Карл Ясперс; пер. с нем. Т.В. Тягуновой; ред. перевода О.Н. Шпарага; под общ. ред. М.А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2006. — 159 с.

1. Kostina A.V. Tsifrovoye obshchestvo: novyye vozmozhnosti — novyye ugrozy // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2019. — № 3. — S. 172–183.

2. Kostina A.V. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: chto my poluchayem i chto teryayem? // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2021. — № 1. — S. 52–66.

3. Petrova Ye.V. Chelovek v informatsionnoy srede: sotsiokul'turnyy aspekt [Tekst] / Ye.V. Petrova; Ros. akad. nauk, In-t filosofii. — M.: IFRAN. — 137 s.

4. Rutkevich A.M. Tri idei universiteta // Voprosy filosofii. — 2022. — № 8. — S. 66–74.

5. Yaspers K. Ideya universiteta / Karl Yaspers; per. s nem. T.V. Tyagunovoy; red. perevoda O.N. Shparaga; pod obshch. red. M.A. Gusakovskogo. — Minsk: BGU, 2006. — 159 s.

Информационная революция внесла огромные изменения в сферу образования. Компьютерные программы и дистанционные технологии расширили образовательные возможности и ресурсы. Широко обсуждается идея о том, что нужен новый подход к образованию, что более современная образовательная парадигма должна сменить традиционную классическую. В качестве главной задачи обучения видится умение находить знания, обновлять их, развивать в себе дополнительные навыки, т.е. «научиться учиться». Приобретенная способность должна реализовываться на протяжении всей жизни, т.е. речь идет о непрерывном образовании.

Исследователями было замечено, что слово «информация» означает не столько знание, сколько «коммуникацию», что распространение интеллектуального продукта нельзя путать с его производством. «Всемирная сеть Интернет сама по себе не производит знания, но зато во много раз увеличивает возможности коммуникаций, направленных в том числе и на то, чтобы знание приобрести» [3, c. 26].

В разнообразных исследованиях наступившей цифровой эпохи был предложен новый понятийный аппарат для анализа происходящих в обществе изменений: «цифровая среда», «цифровая революция», «информационная травма», «цифровое неравенство», «цифровая зависимость», «цифровое поколение», симулякры и симулятивность и т.п.

Был сделан вывод о том, что общество переходит от книжной культуры «галактики Гуттенберга» к визуальной культуре новой галактики (окончательный выбор знакового имени пока еще не сделан). Изображение, образ теперь становятся первичными по отношению к вербальной составляющей. Если книжная культура была цивилизацией текстов и развивала системное мышление, то цифровая культура становится цивилизацией зрительных образов, в которой ценность аналитического мышления сокращается. Происходящая культурная революция не могла обойти стороной и образование.

Такое понятие, как «медиаобразование», стало в последние годы весьма обсуждаемым в гуманитарных и социальных науках. Под медиаобразованием обычно понимается обучение теории и практике для овладения современными средствами массовой коммуникации. Можно предположить, что целью медиаобразования должно стать также развитие рефлексии и критического мышления. Если изучение медиа (media studies) позволяет понять историю эволюции разнообразных СМИ и их специфику, то медиаобразование (media education) предполагает развитие аналитических способностей обучающегося для интерпретации медиатекстов, оценки их содержания и способов распространения.

Для Цитирования:
Сороковикова Валентина Ивановна, Информационная компетентность студента и его ценностные ориентации*. Ученый совет. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: