В связи с развитием цифровой экономики наиболее актуальным вопросом является проблема информационной безопасности, которая волнует не только политическое руководство, но и представителей бизнеса, руководство современных промышленных компаний, которым приходится решать вопрос перестройки экономики своих предприятий в условиях цифровизации. Недавно утвержденная государственная программа цифровой трансформации экономики, а также проникновение технологий в различные сферы бизнеса требуют от компаний особого внимания к вопросам кибербезопасности.
Для успешной реализации программы по цифровой трансформации руководители компаний должны четко определить цифровую стратегию. При этом она должна быть сформулирована в масштабах всей компании и предусматривать интеграцию кадровых ресурсов, процессов и технологий [1, с. 12]. Именно поэтому современные компании все чаще внедряют в корпоративные сети автоматизированные системы управления (АСУ) и новые технологии, основанные на использовании Интернета.
Наибольшие угрозы, которые несет цифровизация, по мнению российских компаний, лежат в области информационной безопасности: 56% российских руководителей считают данную группу рисков наиболее значимой, в то время как в мире эту проблему ставят на первое место 68% руководителей (рис. 1).
Проекты цифровой трансформации реализуются в самых разных компаниях. Бизнес старается найти практическое применение новым технологиям, для того чтобы добиться ускоренных темпов развития. Однако укрепление связи между персональными мобильными устройствами и государственным, корпоративным и промышленным оборудованием ведет к увеличению числа киберрисков и рисков нарушения конфиденциальности персональных данных [2, c. 4]. При этом только 53% компаний-респондентов со всего мира заявляют, что проводят предупредительные меры по управлению рисками в начале реализации проектов цифровизации. Среди российских респондентов этот показатель равен 30%. В мировой практике показатель относительно выше в секторе финансовых услуг, здравоохранения, технологий, СМИ и телекоммуникаций, но ниже на потребительских рынках среди средних и крупных компаний (рис. 2).