По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: [316.6:004.056] –053.5/6 DOI:10.33920/pol-01-2107-07

Информационная безопасность детей: социально-психологический аспект

Сухов Анатолий Николаевич д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, почетный работник высшего образования, РГУ имени С. А. Есенина, 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, E-mail: a.suhov@365.rsu.edu.ru

В статье раскрывается актуальность исследования информационной безопасности, а также рассматриваются внешние и внутренние угрозы для ее обеспечения. В ней анализируются трудности, которые имеют место при этом. С данным видом безопасности связана позитивная модель развития общества, поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории информационной безопасности. Без этого невозможно вести речь об эффективном устранении ряда негативных последствий процесса информатизации общества. В этом контексте чрезвычайно важной задачей является обеспечение защиты детей от информационно-психологических, деструктивных угроз, в том числе преодоление интернет- и других видов информационной зависимости. Теория информационной безопасности — составная часть социальной психологии безопасности. Для ее полного оформления предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане. Прежде всего имеется в виду создание национальной информационной платформы. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии компетентности в области информационной безопасности не только среди профессионалов, но и различных групп населения.

Литература:

1. Бабаева, Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером [Текст] / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. — М.: Сканрус, 2003.

2. Баева, И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / И. А. Баева. — М., 2006.

3. Барсукова, О. В. Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности: Автореф. дисс. … канд. фил. наук [Текст] / О. В. Барсукова. — Воронеж, 2012.

4. Безенкова, Т. А. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия / Т. А. Безенкова, С. Н. Испулова, Е. В. Олейник // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 6 (36). — С. 147–154.

5. Власов, А. Проблема борьбы с преступностью в сети Интернет / А. Власов, Т. Кесарева, Д. Лазарев // Право и экономика. — 2000. — № 12. — С. 73–75.

6. Воробьев, Г. Г. Молодежь в информационном обществе / Г. Г. Воробьев. — М.: Молодая гвардия, 1990.

7. Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета. — 2000, 28 сент. — С. 4–5.

8. Домозетов, Х. Социологические проблемы компьютерного пиратства / Х. Домозетов // Социологические исследования. — 1997. — № 11. — С. 110–114.

9. Информационное общество: информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.

10. Коваль, Т. В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости: Автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / Т. В. Коваль. — М., 2013.

11. Коркина, А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ [Текст] / А. Ю. Коркина // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 3. — С. 19–24.

12. Кочан, И. Ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации / И. Кочан, Д. Савельев // Российская юстиция. — 1999. — № 1. — С. 44–45.

13. Митрохина, Е. Ю. Информационная безопасность как социологическая проблема / Е. Ю. Митрохина // Безопасность. — 1997. — № 7–9 (39).

14. Рыбкин, И. П. К безопасности — через согласие и доверие / И. П. Рыбкин. — М.: Софрино, 1997.

15. Смирнова, Е. О. Образование и информационная культура. Социологические аспекты / Е. О. Смирнова, Р. Е. Радева // Труды по социологии образования. — Т. V — Вып. VII / под ред. В. С. Собкина. — М., 2000. — С. 12–26.

16. Старовойтов, А. У кого в руках ключ к информации: интервью с генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ / А. Старовойтов // Российская газета. — 1997. — 22 мая. — С. 3.

17. Сухов, А. Н. Социальная психология безопасности / А. Н. Сухов. — М., 2002. — 256 с.

18. Сухов, А. Н. Традиционные и современные средства криминогенного общения / А. Н. Сухов // Вестник Московского университета МВД России. — 2020. — № 4. — С. 267–272.

1. Babaeva Iu. D. Odarennyi rebenok za kompiuterom [A gifted child at the computer] [Text] / Iu. D. Babaeva, A. E. Voiskunskii. — M.: Scanrus, 2003. (In Russ.)

2. Baeva I. A. Obespechenie psikhologicheskoi bezopasnosti v obrazovatelnom uchrezhdenii [Ensuring psychological safety in an educational institution] / I. A. Baeva. — M., 2006. (In Russ.)

3. Barsukova O. V. Televidenie kak faktor formirovaniia dukhovno-nravstvennykh tsennostei lichnosti: Avtoref. dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filologicheskikh nauk [Television as a factor in the formation of spiritual and moral values of the individual: Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Philology] [Text] / О. V. Barsukova. — Voronezh, 2012. (In Russ.)

4. Bezenkova T. A. Nastavnichestvo kak sotsialno-pedagogicheskaia tekhnologiia profilaktiki semeinogo neblagopoluchiia [Mentoring as a socio-pedagogical technology for the prevention of family trouble] / T. A. Bezenkova, S. N. Ispulova, E. V. Oleinik // Perspektivy nauki i obrazovaniia [Prospects for Science and Education]. — 2018. No. 6 (36). P. 147–154. (In Russ.)

5. Vlasov A. Problema borby s prestupnostiu v seti Internet [The problem of combating crime on the Internet] / A. Vlasov, T. Kesareva, D. Lazarev // Pravo i ekonomika [Law and Economics]. — 2000. No. 12. — P. 73–75. (In Russ.)

6. Vorobiev G. G. Molodezh v informatsionnom obshchestve [Youth in the information society] / G. G. Vorobiev. Moscow: Young Guard, 1990. (In Russ.)

7. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti RF [Doctrine of information security of the Russian Federation] // Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper]. 2000, September 28. P. 4–5. (In Russ.)

8. Domozetov Kh. Sotsiologicheskie problemy kompiuternogo piratstva [Sociological problems of computer piracy] / Kh. Domozetov // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research]. — 1997. No. 11. — P. 110–114. (In Russ.)

9. Informatsionnoe obshchestvo: Informatsionnye voiny. Informatsionnoe upravlenie. Informatsionnaia bezopasnost [Information Society: Information wars. Information management. Information security]. Saint Petersburg: Publishing House of Saint Petersburg University, 1999. (In Russ.)

10. Koval T. V. Lichnostnaia sfera podrostkov, sklonnykh k razvitiiu kompiuternoi zavisimosti: Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [The personal sphere of adolescents prone to the development of computer addiction: Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology] [Text] / T. V. Koval. — M., 2013. (In Russ.)

11. Korkina A. Iu. Kriterii psikhologicheskoi otsenki kompiuternykh igr i razvivaiushchikh kompiuternykh programm [Criteria for psychological evaluation of computer games and developing computer programs] [Text] / A. Iu. Korkina // Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. — 2008. — No.

3. P. 19–24. (In Russ.)

12. Kochan I. Otvetstvennost za nepravomernyi dostup k kompiuternoi informatsii [Responsibility for illegal access to computer information] / I. Kochan, D. Saveliev // Rossiiskaia iustitsiia [Russian justice]. — 1999. No. 1. P. 44–45. (In Russ.)

13. Mitrokhina E. Iu. Informatsionnaia bezopasnost kak sotsiologicheskaia problema [Information security as a sociological problem] / E. Iu. Mitrokhina // Bezopasnost [Safety]. — 1997. No. 7–9 (39). (In Russ.)

14. Rybkin I. P. K bezopasnosti — cherez soglasie i doverie [To safety — through consent and trust] / I. P. Rybkin. M.: Sofrino, 1997. (In Russ.)

15. Smirnova E. O. Obrazovanie i informatsionnaia kultura. Sotsiologicheskie aspekty [Education and information culture. Sociological aspects] / E. O. Smirnova, R. E. Radeva // Trudy po sotsiologii obrazovaniia [Works on the sociology of education]. — T. V–Issue. VII / Ed. V. S. Sobkin. — M., 2000. P. 12–26. (In Russ.)

16. Starovoitov A. U kogo v rukakh kliuch k informatsii: interviu s generalnym direktorom Federalnogo agentstva pravitelstvennoi sviazi i informatsii pri Prezidente RF [Who holds the key to information: an interview with the Director General of the Federal Agency for Government Communications and Information under the President of the Russian Federation] / A. Starovoitov // Rossiiskaia Gazeta [Russian Newspaper]. — 1997. — May 22. — P. 3. (In Russ.)

17. Sukhov A. N. Sotsialnaia psikhologiia bezopasnosti [Social psychology of safety] / A. N. Sukhov. M., 2002. 256 p. (In Russ.)

18. Sukhov A. N. Traditsionnye i sovremennye sredstva kriminogennogo obshcheniia [Traditional and modern means of criminogenic communication] / A. N. Sukhov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. — 2020. No. 4. SP. 267–272. (In Russ.)

Информационная безопасность — это отражение состояния национальной информационной системы, которое определяет степень готовности и возможностей преодоления как внешних, так и внутренних угроз, вызовов и рисков.

Актуальность исследования информационной безопасности связана с ролью информации в современном обществе.

Главными отличительными особенностями постиндустриального общества являются рост научного знания и перемещение центра общественной жизни из экономики в сферу науки, прежде всего в научные организации. Не капитал и материальные ресурсы выступают в нем ключевыми факторами, а информация, помноженная на распространение образования и внедрение передовых технологий. Таков мировой тренд.

Цель статьи — раскрыть возможности информатизации общества и пути преодоления внешних и внутренних угроз, возникающих при этом.

Термин «информационное общество» занял прочное место в мировом лексиконе политических деятелей разного уровня. Впрочем, в настоящее время все более прочное место занимает понятие «цифровизация». Использование возможностей, открываемых развитием информационного общества, новыми информационно-телекоммуникационными технологиями, рассматривается как основа социально-экономического, политического и культурного развития, как средство решения наиболее острых внутренних и внешних проблем.

Имеется концепция информационной безопасности, где даны основные положения, связанные с ее обеспечением [16].

Одной из определяющих тенденций развития мирового сообщества является поступательное превращение его в информационную цивилизацию.

В самом деле: тотальная компьютеризация экономических институтов, финансово-банковских структур стала их неотъемлемой частью.

Особое значение в современных условиях приобретает социальная информация. Своевременно овладеть достоверной, объективной социальной информацией становится важнейшей задачей социальной практики.

Высокая ответственность за конечный результат принимаемого решения заставляет умело отбирать нужную, социально значимую, полезную информацию, использовать различные источники и каналы доведения ее до общества.

Для Цитирования:
Сухов Анатолий Николаевич, Информационная безопасность детей: социально-психологический аспект. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: