Ежегодно 15 % всех смертей в мире напрямую связаны с инфекционными заболеваниями [1, 2]. Патогены с множественной лекарственной устойчивостью, быстрое распространение новых заболеваний, усугубляемое усилением глобализации, и расширение ареала распространения тропических и трансмиссивных заболеваний в результате продолжающегося изменения климата ставят все большее число людей под угрозу опасных для жизни, острых или хронических инфекций [3, 4]. Патогены не только адаптируются и изменяют молекулярную структуру своих хозяев для оптимальной репликации, но и влияют на реакцию хозяина на инфекцию [5, 6]. Дополнительные экологические и иммунологические факторы, воздействующие как на хозяина, так и на патоген, способствуют развитию заболевания, которое уникально для каждого вида, каждого патогенного штамма и каждого инфицированного человека Таким образом, в следующем десятилетии инфекционные болезни столкнутся с рядом проблем, которые потребуют революции в нашей способности быстро понимать, открывать и разрабатывать новые диагностические, профилактические, терапевтические и лечебные методы лечения широкого спектра человеческих патогенов [1].
Органы чувств — обоняние, слух, зрение, вкус и осязание — имеют уникальные анатомические и молекулярные барьеры, а также тесно взаимодействуют с иммунной системой, чтобы ограничить проникновение патогенов.
Ниже приведены некоторые механизмы защиты от инфекций:
• Обонятельные сенсорные нейроны участвуют в распознавании вирусов и запускают быструю иммунную реакцию, находясь также в непосредственной близости от лимфоидной ткани, ассоциированной с носоглоткой (NALT). В лимфатических узлах, локализованных в слизистых NALT, происходит запуск адаптивных, антигенспецифических иммунных реакций во время активной респираторной инфекции или поствакцинации.
• Нейроиммунное взаимодействие в обонятельном эпителии обеспечивает баланс между защитной воспалительной реакцией и регенерацией нейронов. При хроническом воспалении этот баланс нарушается, что может приводить к стойкой потере обоняния.