По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.5 DOI:10.33920/nik-02-2504-06

Индустриальное массовое и информационное общество: формы и способы социальной активности личности

Костин Виктор Владимирович аспирант кафедры философии, социологии и культурологии факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства АНО ВО «Московский гуманитарный университет», 119571, Российская Федерация, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1, Эл. адрес: kosvic11@mail.ru.

В статье рассматриваются те черты развития общества — от индустриального до информационного, — которые позволяют увидеть на этих стадиях признаки и массового, и индивидуализированного общества. Анализируются социальные структуры и формы, которые свидетельствуют о различных практиках самоосуществления индивидов в этих типах общества, показана инерционность многих социальных процессов, выделены особенности реализации и самопрезентации человека в различных социальных системах.

Литература:

1. Блуммер Г. Коллективное поведение // Психология масс : хрестоматия / [ред.сост. Д. Я. Райгородский]. — Самара : Бахрах-М, 2006 (Самара : Самарский Дом печати). — 591 с. — С. 554.

2. Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения): монография. — М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. — 144 с.

3. Зелинский С.А. Информационно-психологическое манипулирование массами. — 2015. — URL: http://lit.lib.ru/z/zelinskij_s_a/text_0520.shtml (дата обращения: 07.03.2024).

4. Леонтьев К.Н. О либерализме вообще // Славянофильство и грядущие судьбы России. М.: Ин-т русской цивилизации, 2010. — 1226 с. — URL: https://ru.wikisource. org/wiki/О_либерализме_вообще_(Леонтьев) (дата обращения: 16.03.2024).

5. Межуев В.М. Добро и зло массовой культуры. Стенограмма заседания клуба «Свободное слово» ИФ РАН // Культурологические записки. — Вып. 8. — М., 2003. — С. 226.

6. Ольшанский Д.В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2001. — 363 с.

7. Пользователи Интернета по странам в 2024 году. — 2023. — URL: https:// worldpopulationreview.com/country-rankings/internet-users-by-country (дата обращения: 12.03.2024).

8. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Пер. с немецкого М. Кузнецова. — М. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997. — 312 с.

9. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. — 1967. — № 7. — P. 102.

1. Blummer G. Collective behavior // Psychology of the masses: anthology / [ed. and compiled by D. Ya. Raigorodsky]. — Samara: Bakhrakh-M, 2006 (Samara: Samara House of Printing). — 591 p. — P. 554.

2. Vladimirova M.B. Transformation of mass consciousness under the influence of the media (on the example of Russian television): monograph. — Moscow: FLINTA: Nauka, 2011. — 144 p.

3. Zelinsky S.A. Information and psychological manipulation of the masses. — 2015. — URL: http://lit.lib.ru/z/zelinskij_s_a/text_0520.shtml (date of access: 03/07/2024).

4. Leontiev K.N. On Liberalism in General // Slavophilism and the Coming Fates of Russia. Moscow: Institute of Russian Civilization, 2010. — 1226 p. — URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/О_лобредизм_вообщ_(Леонтьев) (date of access: 16.03.2024).

5. Mezhuev V.M. Good and Evil of Mass Culture. Transcript of the Meeting of the Free Word Club of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences // Cultural Notes. — Issue 8. — Moscow, 2003. — P. 226.

6. Olshansky D.V. Psychology of the Masses. — St. Petersburg: Piter, 2001. — 363 p.

7. Internet Users by Country in 2024. — 2023. — URL: https://worldpopulationreview. com/country-rankings/internet-users-by-country (date of access: 12.03.2024).

8. Horkheimer M., Adorno T. Dialectic of Enlightenment. Philosophical fragments / Translated from German by M. Kuznetsov. — M. - St. Petersburg: Medium, Yuventa, 1997. — 312 p.

9. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. — 1967. — No. 7. — P. 102.

Статья поступила 12.01.2025 г. Статья одобрена к публикации 26.02.2025 г.

Как правило, одной из ведущих отличительных особенностей массового общества признается доминирование человек массы, обладающего специфическим «массовым поведением». Встает вопрос: человек массы — это феномен, присущий только индустриальному обществу, или он проявлялся и ранее, в доиндустриальном обществе, а также остается ли он значимым и присутствует ли в социальной структуре постиндустриального и информационного общества? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться. Подтверждение этому — трактовка процессов массовизации отдельными исследователями, как процесса постоянного «возрастания масс количественно» [2]. Из подобных высказываний может сложиться впечатление, что такое социальное явление, как масса, существовало и ранее, но только в XIX в. оно стало заметно.

Стоит отметить, что такое определение верно только для психологического понимания массы, как толпы, то есть, большого числа людей, локализованных в одном пространстве.

Однако о формировании массы как особого социального феномена можно говорить только в соответствии с процессами формирования индустриального общества. Именно в этом обществе с его крупным промышленным производством, развитием городов и расширением городского населения, в значительной части маргинализированного, можно говорить о формировании массы, позволяюшей рассматривать индустриальное общество как массовое.

Впервые на этот новый социальный тип обратили внимание представители социально-психологического знания в конце XIX — первых десятилетиях XX вв. Перед учеными встали задачи, связанные с осмыслением коллективной психологии, свойственной массам, оценкой их деструктивности и антисоциальности, разработкой теории управления массовым поведением и массовым сознанием.

Это было новое научное направление, которое разрабатывали российские и европейские ученые, связанное с решением вопросов, актуальных для этого времени. Первоначально феномен массы исследовался Г. Тардом, Г. Лебоном, Л.Н. Войтоловским, Н.К. Михайловским и другими учеными в качестве психологического феномена. Масса характеризовалась, как обладающая внушаемостью, управляемостью, отсутствием рациональности. Отмечалась подверженность человека в толпе к эмоциональному «заражению», неспособность инициировать чужие действия, критичная настроенность к любой информации, не согласующейся с его собственными представлениями, утрата ответственности, связанной с анонимностью человека в толпе, высокая оценка «не индивидуальной свободы, а власти, позволяющей управлять» его «помыслами и действиями» [5, с. 226].

Для Цитирования:
Костин Виктор Владимирович, Индустриальное массовое и информационное общество: формы и способы социальной активности личности. Ученый совет. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: