Статья поступила 12.01.2025 г. Статья одобрена к публикации 26.02.2025 г.
Как правило, одной из ведущих отличительных особенностей массового общества признается доминирование человек массы, обладающего специфическим «массовым поведением». Встает вопрос: человек массы — это феномен, присущий только индустриальному обществу, или он проявлялся и ранее, в доиндустриальном обществе, а также остается ли он значимым и присутствует ли в социальной структуре постиндустриального и информационного общества? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться. Подтверждение этому — трактовка процессов массовизации отдельными исследователями, как процесса постоянного «возрастания масс количественно» [2]. Из подобных высказываний может сложиться впечатление, что такое социальное явление, как масса, существовало и ранее, но только в XIX в. оно стало заметно.
Стоит отметить, что такое определение верно только для психологического понимания массы, как толпы, то есть, большого числа людей, локализованных в одном пространстве.
Однако о формировании массы как особого социального феномена можно говорить только в соответствии с процессами формирования индустриального общества. Именно в этом обществе с его крупным промышленным производством, развитием городов и расширением городского населения, в значительной части маргинализированного, можно говорить о формировании массы, позволяюшей рассматривать индустриальное общество как массовое.
Впервые на этот новый социальный тип обратили внимание представители социально-психологического знания в конце XIX — первых десятилетиях XX вв. Перед учеными встали задачи, связанные с осмыслением коллективной психологии, свойственной массам, оценкой их деструктивности и антисоциальности, разработкой теории управления массовым поведением и массовым сознанием.
Это было новое научное направление, которое разрабатывали российские и европейские ученые, связанное с решением вопросов, актуальных для этого времени. Первоначально феномен массы исследовался Г. Тардом, Г. Лебоном, Л.Н. Войтоловским, Н.К. Михайловским и другими учеными в качестве психологического феномена. Масса характеризовалась, как обладающая внушаемостью, управляемостью, отсутствием рациональности. Отмечалась подверженность человека в толпе к эмоциональному «заражению», неспособность инициировать чужие действия, критичная настроенность к любой информации, не согласующейся с его собственными представлениями, утрата ответственности, связанной с анонимностью человека в толпе, высокая оценка «не индивидуальной свободы, а власти, позволяющей управлять» его «помыслами и действиями» [5, с. 226].