Согласно прогнозу Всемирного банка [1], рост индийской экономики составит 7–8 % в 2018–2019 гг., что является самым быстрым темпом роста среди стран G20. Но при этом Индия по-прежнему является одной из стран с самым низким доходом на душу населения. Качество жизни людей остается на низком уровне, что связано в том числе и с неразвитой инфраструктурной составляющей экономики.
Если для остальных стран G20 реализация инфраструктурных проектов — проблема совершенствования законодательной базы, увеличение инвестиций, комплексная модернизация, то для Индии это путь непосредственного создания этой инфраструктуры. Но в данном секторе допустим некий «скачок», который может позволить стране пропустить промежуточные поступательные этапы роста за счет реализации инфраструктурных концепций в духе и с применением технологий XXI века. Это означает отказ от старой парадигмы роста, которая предполагает использование дешевой рабочей силы, высокую долю добывающей промышленности в экономике, низкий уровень производства и, соответственно, низкую долю добавленной стоимости в окончательной стоимости продаваемой продукции, развитие аграрной составляющей, неконтролируемый рост городов. При этом акцент необходимо сделать на возобновляемые источники энергии, создание безотходных и экологически чистых производств, развитие городской инфраструктуры с высокой плотностью населения, а также развитой системой транспортных коммуникаций.
Согласно постановлению Центрального правительства [2], Индия обязуется сократить интенсивность выбросов в окружающую среду на 33–35 % к 2030 г., увеличить долю несырьевых неэнергетических товаров в экспорте, повысить до 40 % мощность электроэнергетики, а также развивать проекты передачи технологии и ноу-хау за счет международного финансирования [3].
Для достижения этих целей Индия приступает к осуществлению масштабной программы инвестиций в солнечную фотоэлектрическую энергию и энергию ветра, в рамках которой к 2022 г. должно быть установлено устройств суммарной мощностью 175 ГВт, использующих возобновляемые источники, что представляет собой 50 %-ное увеличение текущей мощности Индии по производству электроэнергии на 345 ГВт. Индия также стремится электрифицировать систему общественного транспорта путем завершения электрификации широкой колеи (16,500 км) к 2022 г. С 2015 по 2017 г. продажи электромобилей и автомобилей с гибридными источниками питания выросли в семь раз, с 10,321 до 72,482 автомобилей. В настоящее время индийское правительство избегает установления целевых показателей электрификации автопарка. Это связано с тем, что данный сектор экономики развит весьма слабо [4].