По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.484 DOI:10.33920/igt-1-2510-02

Индекс туристской привлекательности регионов России — 2024: показатели, тренды и лидеры

Н. В. Златовчена Высшая школа управления, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, г. Москва, E-mail: 1032229003@pfur.ru

Данная статья представляет результаты исследования индекса туристской привлекательности субъектов Российской Федерации по состоянию на 2024 г. Анализируются ключевые показатели и параметры, такие как инфраструктура размещения, онлайн-интерес туристов, туристский поток по регионам и федеральным округам. В работе выявлены и систематизированы ключевые факторы, детерминирующие конкурентоспособность регионов на внутреннем туристском рынке, в частности стратегии диверсификации и дифференциации турпродукта. Особое внимание уделяется лидерам по привлекательности, в числе которых Москва, Краснодарский край и Санкт-Петербург, а также регионам, демонстрирующим заметный рост инфраструктуры и уникальные туристские предложения. В статье обозначены проблемы, с которыми сталкивается отрасль: перегруженность популярных курортов, сезонность и необходимость повышения качества услуг. Результаты исследования могут быть полезными для разработки стратегий развития туризма как на региональном, так и на национальном уровне.

Литература:

1. Сведения о средствах размещения // Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.fsa.gov.ru/ru/resorts/hotels/ fbdf186f-c606-11ef-92da-cb128bea70b2/evidence / (дата обращения: 01.10.2025).

2. Морозов, М. А., Морозова, Н. С. Региональные особенности развития туристской инфраструктуры и их влияние на туризм // Регионология. — 2021. — № 29 (3 (116)). — С. 588–610.

3. Buhalis, D. (2021). Drivers of e-Tourism. In Handbook of e-Tourism. — Cham: Springer International Publishing, 2021. — Рр. 1–174.

4. Giglio, S., Bertacchini, F., Bilotta, E., Pantano, P. Using social media to identify tourism attractiveness in six Italian cities // Tourism management. — 2019. — No. 72. — Рр. 306–312.

5. Isa, S. M., Ariyanto, H. H., Kiumarsi, S. The effect of place attachment on visitors’ revisit intentions: evidence from Batam // Tourism Geographies. — 2020. — № 22 (1). — Рр. 51–82.

1. Information on accommodation facilities. Federal Agency for Tourism (Rostourism). Available at: https://tourism.fsa.gov.ru/ru/resorts/hotels/fbdf186f-c606-11ef-92dacb128bea70b2/evidence (accessed: 01.10.2025).

2. Morozov, M. A., Morozova, N. S. (2021). Regional features of tourism infrastructure development and their impact on tourism. Regionology. No. 29 (3 (116)), pp. 588–610.

3. Buhalis, D. (2021). Drivers of e-Tourism. In Handbook of e-Tourism. Cham: Springer International Publishing. Рp. 1–17.

4. Giglio, S., Bertacchini, F., Bilotta, E., Pantano, P. (2019). Using social media to identify tourism attractiveness in six Italian cities. Tourism management. No. 72, pp. 306–312.

5. Isa, S. M., Ariyanto, H. H., & Kiumarsi, S. (2020). The effect of place attachment on visitors’ revisit intentions: evidence from Batam. Tourism Geographies. No. 22 (1), pp. 51–82.

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.09.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 28.09.2025.

В условиях трансформации международных туристских потоков российская туриндустрия демонстрирует устойчивую тенденцию к росту внутреннего туризма. На протяжении трех последних лет наблюдается значительное перераспределение турпотока в пользу отечественных направлений, что обусловлено комплексом геополитических и экономических факторов. Этот процесс сопровождается не только количественным ростом (увеличение турпотока на 11% в 2024 г.), но и качественными изменениями в структуре туристского рынка.

Активное развитие инфраструктуры — увеличение номерного фонда на 5,5% в 2023 г., появление новых коллективных средств размещения— свидетельствуют об адаптации отрасли к новым вызовам. Однако этот рост не простое перераспределение, а сложный процесс, в ходе которого меняется сама карта туристской привлекательности страны. На основе комплексного исследования, оценивавшего 50 показателей по шести1 ключевым направлениям, был составлен Индекс туристской привлекательности регионов России за 2024 г., который позволяет не только увидеть текущих лидеров (см. рисунок), но и понять глубинные тренды, драйверы роста и вызовы, стоящие перед туриндустрией страны.

Согласно результатам расчета, туристская привлекательность России характеризуется значительной региональной дифференциацией. Лидирующие позиции занимают Москва и Краснодарский край, демонстрирующие различные, но одинаково эффективные модели развития — от мультифункционального столичного туризма до диверсифицированного курортного предложения. Совокупная доля данных регионов в общероссийском турпотоке оценивается в25%.

За лидерами с небольшим отрывом следуют Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Московская область, замыкая пятерку самых привлекательных для туристов субъектов РФ. «Секретом успеха» этих регионов является сочетание диверсификации и дифференциации. Регионы не просто предлагают стандартный набор услуг, а находят свою уникальную нишу. Например, Республика Дагестан делает ставку на экстремальный и этнокультурный туризм, Ульяновская область развивает «красный» туризм, ориентированный в том числе на гостей из Китая.

Для Цитирования:
Н. В. Златовчена, Индекс туристской привлекательности регионов России — 2024: показатели, тренды и лидеры. Гостиничное дело. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: