Дата поступления: 04.06.2025. Дата принятия к публикации: 05.06.2025
Импортозамещение в сегменте цифровых технологий для России является стратегическим вектором развития, оно закреплено законодательством и создаёт условия для технологического суверенитета и развития инноваций в ИТ-сфере.
Это сложный и многоуровневый процесс, требующий консолидации государства, бизнеса и ИТ-сообщества для преодоления ряда имеющихся проблем, основными из них на данный момент являются:
• высокая стоимость внедрения технических решений, необходимость в дополнительных инвестициях;
• сложность интеграции и совместимости разработанных ИТ-продуктов с имеющейся инфраструктурой;
• отставание по функциональности и качеству ряда отечественных решений;
• зависимость от зарубежных комплектующих;
• риски появления контрафактной продукции
• длительные сроки реализации крупных ИТ-проектов;
• дефицит ИТ-специалистов.
Предпосылками для импортозамещения, начиная с 2014 года, стали, в основном, экономические и политические санкции, уход с российского рынка западных технологических компаний. В настоящее время Россия сменила фокус с массового замещения зарубежного программного обеспечения на разработку собственных технологических решений, повышение качества ИТ-продуктов, их соответствие международным стандартам.
Со стороны государства была разработана законодательная база и реализованы меры и программы поддержки для отечественных разработчиков.
Перечислим ключевые законы и указы, регулирующие данный процесс.
По данным Минцифры, свыше 66% значимых объектов критической информационной инфраструктуры, находящихся в ведении государственных органов и госкомпаний, уже перешли на отечественное программное обеспечение к марту 2025 года для предотвращения вмешательств извне, риска утечек, зависимости от зарубежных производителей, особенно в условиях геополитической напряжённости и санкций, согласно Указу Президента РФ №166.