Одной из главных особенностей современной миграционной обстановки в России является ее активное вовлечение в мировой рынок труда. Российская Федерация уже более двух десятилетий является одним из мировых центров приема иностранных мигрантов. Наиболее массовый, динамичный и значимый с социально-экономической точки зрения поток — трудовая иммиграция, масштабы которой ежегодно оцениваются в несколько миллионов человек.
Существуют две основные стратегические линии в решении вопросов привлечения и использования рабочей силы из-за рубежа.
Первая линия трактует трудовую иммиграцию как действенный ресурс экономического развития России. В условиях демографического старения, значительной убыли населения в трудоспособных возрастах и возрастающего дефицита трудовых ресурсов массовое привлечение и использование иностранной рабочей силы рассматривается как важнейший рычаг восполнения потерь трудового потенциала страны и существенный фактор, призванный решить проблему несбалансированности национального рынка труда. Без привлечения как квалифицированных, так и неквалифицированных мигрантов из-за рубежа рынок труда России эффективно функционировать не может.
Вторая линия полагает, что как в период спада экономики, так и в условиях экономического роста нам не нужна многомиллионная армия иностранных трудовых мигрантов. Противники массовой трудовой иммиграции считают, что в современной России проблема недостатка трудовых ресурсов состоит не в их количестве, а в сохранении архаичной структуры экономики, в низкой производительности труда, устаревших технологиях, невысокой трудовой активности отдельных социально-демографических групп населения, неэффективном использовании национальной рабочей силы и наличии пространственных барьеров для внутренней мобильности трудового потенциала.
В значительной мере дефицит трудовых ресурсов связан с подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров, рассогласованностью системы профессионального образования и потребности быстро меняющегося рынка труда в рабочей силе. По оценке А. В. Топилина, масштабы внутренних резервов труда в России достигают нескольких миллионов человек и вполне сопоставимы с нынешними масштабами привлечения иностранной рабочей силы, включая нелегальных мигрантов [10].