По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Имиджи, медиасобытия, псевдособытия и иные инструменты медиамифологии как условие манипулирования массовым сознанием

Чернышова Екатерина Евгеньевна студентка бакалавриата факультета коммуникаций, медиа и дизайна (образовательная программа «Медиакоммуникации») Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20, E-mail: eechernyshova_1@edu.hse.ru

В статье анализируются проблема манипулирования массовым сознанием через инструменты медиамифологии и проработанность этой проблематики в сфере медиаэкологии. С помощью исследований зарубежных авторов, таких как Д. Бурстин, У. Липпман, С. Брайант, удалось выяснить, что огромное влияние медиа на сознание человека осуществляется за счет таких факторов, как подражание, стремление соответствовать стереотипам, соотнесение себя с мифологемами и имиджами, продвигаемыми средствами массовой коммуникации. Автор опирается на эмпирические наработки в данной области.

Литература:

1. Брайант С., Томпсон С. Основы взаимодействия СМИ. — М.: Вильямс, 2004. — С. 128.

2. Липпман У. Общественное мнение. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — С. 109.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для бакалавров. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2012. — С. 96.

4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. — Т. 1. — М., 1935; Т. 2. — М., 1938; Т. 3. — М., 1939; Т. 4. — М., 1940.

5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — 4-е изд. — М.: ОлмаПресс, 2002.

6. Boorstin D.J. The Image: A Guide to Pseudo-Events in America. — New York: Vintage. — Р. 45, 61.

7. Kindes M.V. The Body Image: New Research. — New York: Nova Science Publishers, 2006. — P. 50.

8. Most Popular Females/Males // Портал IMDb (The Internet Movie Database. Крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе). — URL: http://www.imdb.com/search/name?gender=male,female&ref_=nv_ cel_m_3 (дата обращения: 09.04.2016).

В книге Ричарда Харриса «Психология массовых коммуникаций» описывается, как 14-летний подросток Сэнди Чарлз убил своего семилетнего приятеля и попытался совершить ритуальные действия, которые могли бы помочь ему летать. Исследователи полагают, что на подростка подействовал фильм ужасов «Warlock» («Колдун»), который он посмотрел не менее 10 раз (Canadian Case, 1996) [5]. Казалось бы, в то время, когда произошел данный случай, а именно в 1996 году, влияние медиапроизводства было не столь велико, как в наши дни. Однако этот пример показывает нам обратное. Осознавая данный факт, невольно задумываешься о том, что в настоящее время это воздействие является гораздо более интенсивным.

С развитием технологий взаимодействие людей с медиапространством резко возросло. На сегодняшний день довольно тяжело представить нашу жизнь и жизнь каждого отдельно взятого человека без использования Всемирной паутины, гаджетов и приспособлений. Однако вместе с этим растет и количество проблем, непосредственно связанных с медиасредой. Огромное воздействие СМК ведет к тому, что люди перестают думать сами, все больше опираются на стереотипы и мнения, навязанные им посредством инструментов медиа, они начинают мыслить и действовать «под копирку». Одной из особо важных проблем, на наш взгляд, является манипулирование массовым сознанием через инструменты медиа. Именно этот вопрос станет основным объектом исследования.

Изучение данной проблемы было бы логично начать с анализа теоретического контекста понятия «медиамифология». Далее с помощью исследований специалистов в этой области важно перечислить и охарактеризовать инструменты медиа (имиджи, медиасобытия, псевдособытия и т.д.) и их воздействие на массовое сознание. Это необходимо для того, чтобы понимать контекст того явления, которое мы исследуем, а также для того, чтобы оценить проработанность данной проблематики в сфере медиаэкологии.

Для того чтобы наиболее подробно рассмотреть указанную выше проблему, необходимо дать определение понятия «медиамифология». Особое внимание хотелось бы уделить второй части слова. Как известно, «мифология» — это наука о мифах. Обратившись к толковому словарю Д.Н. Ушакова, удалось выяснить, что слово «миф» имеет несколько значений:

Для Цитирования:
Чернышова Екатерина Евгеньевна, Имиджи, медиасобытия, псевдособытия и иные инструменты медиамифологии как условие манипулирования массовым сознанием. Ученый совет. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: