По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.01 DOI:10.33920/nik-02-2507-02

Имидж руководителя: содержание, процесс формирования, функции

Новичков Николай Владимирович Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, профессор Российского государственного университета туризма и сервиса, Почетный работник науки и техники Российской Федерации. 103265, Российская Федерация, Москва, улица Охотный ряд, дом 1. Эл. адрес: novichkov@gmail.com
Новичкова Александра Владимировна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и обеспечения экономической безопасности Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Пушкина, д. 10. Эл. адрес: novichkova-av@ranepa.ru

Актуальность данной статьи заключается в том, что современный руководитель любой организации должен обладать положительным имиджем и на протяжении всей своей карьеры совершенствовать его и развивать, поскольку от имиджа первого лица зависит образ и визуализация всей организации и то, как её воспринимает внешнее окружение. Если речь идёт об имидже руководителя крупной корпорации, то вопрос его формирования и развития должен рассматриваться с учетом всех факторов внутренней и внешней среды. Сегодняшние социально-экономические условия в нашей стране выдвигают новые требования для топ-менеджеров и заставляют их акцентировать свое внимание на развитии интеллектуальных, нравственных и профессиональных качествах, а также совершенствовать управленческие способности и умения, и сознательно включать все эти составляющие в свой имидж. Цель исследования состоит в обосновании необходимости формирования положительного имиджа современного руководителя и раскрытии его роли в развитии деловых коммуникаций и в совершенствовании деятельности организации через разработку методических и практических рекомендаций и предложений. Задачи исследования сводятся к уточнению понятия «имидж руководителя», рассмотрению его составляющих, определению требований к формированию имиджа руководителя, проведению анализа имиджа руководителя российской корпорации, а также разработке рекомендаций и мероприятий по его развитию в актуальных для организации направлениях. Результаты исследования состоят в следующем: уточнено понятие «имидж руководителя», определены составляющие имиджа руководителя. На основе анализа текущего имиджа руководителя российской корпорации, выделен ряд его проблем и выработаны рекомендации и мероприятия по развитию имиджа руководителя данной организации в современных условиях. Данные рекомендации носят прикладной характер и могут быть использованы в управленческой деятельности менеджерами всех уровней.

Литература:

1. Анурин В.Ф., Новичков Н.В. О политической стратификации нижегородского студенчества / В.Ф. Анурин, Н.В. Новичков. // Социологически исследования. — 1995. — № 6. — С. 41–42.

2. Браун Л. Имидж — путь к успеху: практическое пособие / Л. Браун. — СанктПетербург: Питер, 2001. — 192 с.

3. Варданян М.Р. Курс «Имиджелогия» — важный элемент подготовки современного специалиста любого профиля / М.Р. Варданян // Высшее образование. — 2017. — № 6. — С. 30–31.

4. Вронский А.И. Как управлять своим временем / А.И. Вронский. — Ростов-наДону: Array Литагент «Неоглори», 2017. — 170 с.

5. Донская Л.Ю. Имидж как сложный многофакторный феномен / Л.Ю. Донская. // Актуальные вопросы современной науки. — 2016. — № 35. — С. 67–80.

6. Козак Н.Н. Стиль управления и этика топ-менеджера. Библиотека топменеджера / Н.Н. Козак. Ростов-на-Дону: «Литагент Ридеро», 2016. — 105 с.

7. Колоскова М.А. Внутренний имидж руководителя компании / М. А. Колосова. — Москва: «Персонал Микс», 2018. — 63 с.

8. Морозова Л.Б. Представление об имидже современного руководителя / Л.Б. Морозова, М.М. Дуденкова // Проблемы современного образования. — 2016. — № 53–10. — С. 302–309.

9. Новичков Н.В., Серебренников С.С. Стратегические инициативы в экономике // Н.В. Новичков, С.С. Серебренников // Экономист. — 2014. — № 4. — С. 12–19 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/contents. asp?id=34033068&selid=22463025 (дата обращения: 06.04.2024).

10. Новичкова А.В. Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / Новичкова Александра Владимировна; Государственный университет управления. Москва, 2012. — 24 с.

11. Новичкова А.В., Новичков Н.В. Овертуризм: локальные проблемы и глобальные решения / А.В. Новичкова, Н.В. Новичков // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2019. — № 4. — С. 36–45 [Электронный ресурс]. — URL: https://www. elibrary.ru/contents.asp?id=41589170&selid=41589175 (дата обращения: 06.04.2024).

12. Писчикова Н.П. Функции и принципы формирования положительного имиджа руководителя организации / Н.П. Писчикова // Перспективы интеграции науки и практики. — 2016. — № 3. — С. 129–132.

13. Попова А.А. Имидж руководителя / А. А. Попова. // Экономика и социум / Институт управления и социально-экономического развития. — Саратов, 2016. — С. 997–1000.

1. Anurin V.F., Novichkov N.V. On the political stratification of Nizhny Novgorod students / V.F. Anurin, N.V. Novichkov. // Sociological studies. — 1995. — No. 6. — Pp. 41–42.

2. Brown L. Image — the path to success: a practical guide / L. Brown. — St. Petersburg: Piter, 2001. — 192 p.

3. Vardanyan M.R. The course "Imageology" is an important element in the training of a modern specialist of any profile / M.R. Vardanyan // Higher education. — 2017. — No. 6. — Pp. 30–31.

4. Vronsky A.I. How to manage your time / A.I. Vronsky. — Rostov-on-Don: Array Litagent "Neoglory", 2017. — 170 p.

5. Donskaya L.Yu. Image as a complex multifactorial phenomenon / L. Yu. Donskaya. // Actual issues of modern science. — 2016. — No. 35. — P. 67–80.

6. Kozak N.N. Management style and ethics of a top manager. Top manager's library / N.N. Kozak. Rostov-on-Don: "Litagent Ridero", 2016. — 105 p.

7. Koloskova M.A. Internal image of the company's manager / M.A. Kolosova. — Moscow: "Personnel Mix", 2018. — 63 p.

8. Morozova L.B. Idea about the image of a modern manager / L.B. Morozova, M.M. Dudenkova // Problems of modern education. — 2016. — No. 53–10. — P. 302–309.

9. Novichkov N.V., Serebrennikov S.S. Strategic initiatives in the economy // N.V. Novichkov, S.S. Serebrennikov // Economist. — 2014. — No. 4. — P. 12–19 [Electronic resource]. — URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34033068&selid=22463025 (date of access: 06.04.2024).

10. Novichkova A.V. Formation of a corporate memory model in the knowledge management system of innovative organizations: Abstract of a dissertation for the degree of candidate of economic sciences: specialty 08.00.05 "Economics and management of the national economy" / Novichkova Alexandra Vladimirovna; State University of Management. Moscow, 2012. — 24 p.

11. Novichkova A.V., Novichkov N.V. Overtourism: local problems and global solutions / A.V. Novichkova, N.V. Novichkov // Modern problems of service and tourism. — 2019. — No. 4. — P. 36-45 [Electronic resource]. — URL: https://www.elibrary.ru/contents. asp?id=41589170&selid=41589175 (date of access: 06.04.2024).

12. Pischikova N.P. Functions and principles of forming a positive image of the head of the organization / N.P. Pischikova // Prospects for the integration of science and practice. — 2016. — No. 3. — P. 129–132.

13. Popova A.A. Image of the leader / A. A. Popova. // Economy and society / Institute of Management and Socio-Economic Development. — Saratov, 2016. — P. 997– 1000.

Статья поступила 19.02.2025 г. Статья одобрена к публикации 19.03.2025 г.

Наша страна находится в такой стадии ее развития, когда от качественных и количественных изменений в различных сферах жизни общества и от эффективной деятельности различных организаций, зависит ее благополучие и дальнейшее процветание [1]. Успех деятельности любой компании напрямую связан с профессионализмом персонала, особая роль при этом принадлежит ее руководителю – его компетенциям и стилю. Сегодня, понятие «имидж» неотделимо от понятий «лидер», «власть», «топ-менеджмент», «стиль управления» и т.п. [3] Оно уже много лет рассматривается ведущими отечественными и зарубежными авторами в области управления, а также употребляется в разговорной речи.

Формирование положительного имиджа — неотъемлемая часть социальной культуры. Первое впечатление о человеке создается благодаря имиджу, то есть, тому образу, с которым его в дальнейшем будут ассоциировать члены социума. Поэтому любому руководителю важно создать такой имидж, какой в представлении коллег, партнеров и клиентов сформирует его персональный «бренд», своеобразный «фирменный знак». И чем имидж руководителя будет привлекательнее, тем выше будет деловая и общественная репутация организации [2].

Если говорить о понятии «имидж», то данный термин распостраняется на множество объектов, которые воспринимаются обществом и оставляют след в его сознании. Такими «объектами» могут быть как индивиды, так и целые организации, отдельные товары и мировые бренды, лидеры группы или «лицо коллектива» [2]. Говоря об имидже руководителя, можно дать следующее его определение: «Имидж — это полноценный, последовательный, валидный образ, осознаваемый, понимаемый и узнаваемый внутренним и внешним окружением, который соответсвует миссии, ценностям и целевым параметрам, принятых в организации [13].

Современные науки об искусстве управления рассматривают имидж руководителя в соедующих контекстах:

— создание имиджа;

Для Цитирования:
Новичков Николай Владимирович, Новичкова Александра Владимировна, Имидж руководителя: содержание, процесс формирования, функции. Ученый совет. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: