По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5 DOI:10.33920/vne-04-2110-03

Имидж России в современном мире: рейтинги, риски, пути улучшения

Наталья Юрьевна Родыгина д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации, 119285, г. Москва, Воробьевское шоссе, д. 6 а, e-mail: rodygina.natalia@yandex.ru, orcid: 0000–0002–9239–7871
Офелия Андраниковна Азарова канд. филол. наук, доцент департамента английского языка и профессиональной коммуникации, «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 51/1, e-mail: ophelia.wps@rambler.ru, orcid: 0000–0002–0910–7117
Оксана Эдуардовна Киртоакэ магистрант, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации, 119285, г. Москва, Воробьевское шоссе, д. 6 а, e-mail: oxanakirtoake@mail.ru, orcid: 0000–0002–3318–688X

На сегодняшний день каждое государство заинтересовано в создании и поддержании позитивного имиджа страны, так как благоприятный имидж служит инструментом для реализации ее интересов. Имидж государства определяет его вес на международной арене, степень его влияния в различных сферах. Позитивный имидж страны будет способствовать сотрудничеству с различными странами, развитию с ними торгово-экономических отношений, в то время как негативный имидж страны может быть использован оппозицией для критики правительства и проводимой им политики. Существует большое количество различных факторов, которое оказывают непосредственное влияние на создание имиджа государства: природные факторы, наличие ресурсов, культура страны, политический строй, стабильность экономики, научные достижения, экспорт товаров и услуг и др. В статье приведены этапы формирования имиджа России, а также направления, которые активнее всего принимают участие в формировании положительного имиджа России. Проанализирована позиция России в таких международных показателях, как рейтинг Doing Business, рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира, рейтинг по глобальному индексу инноваций и рейтинг по индексу человеческого развития. В статье также приведены принципы, на которых должны основываться все этапы создания и продвижения имиджа страны. Особое внимание в работе уделено способам улучшения имиджа России в мире.

Литература:

1. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России [Электронный ресурс]. — URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/10-shagov-na-puti-k-eff ektivnoy-publichnoydiplomatii-rossii/(дата обращения: 15.05.2021).

2. Бочанов М. А., Старых Н. П. Имидж России в современных геополитических условиях //Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-rossii-v-sovremennh-geopoliticheskih-usloviyah (дата обращения: 15.05.2021).

3. Глинская И. Ю. Особенности формирования имиджа России в контексте глобализации [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26178904& (дата обращения: 15.05.2021).

4. Глинская И. Ю. Формирование и продвижение бренд-имиджа России//Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. — 2016. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-i-prodvizhenie-brend-imidzha-rossii (дата обращения: 15.05.2021).

5. Давыборец Е. Н., Радиков И. В. Роль объективных факторов в формировании имиджа России [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25107868 (дата обращения: 15.05.2021).

6. Землянникова Ю. И. Формирование имиджа России за рубежом: проблемы и решения [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37072286 (дата обращения: 15.05.2021).

7. Колокольцева Е. Понятие имиджа России и его эволюция во внешнеполитической стратегии страны [Электронный ресурс]. — URL: https://interaff airs.ru/jauthor/material/2273 (дата обращения: 10.09.2021).

8. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 10.09.2021).

9. Миндеяков Р. М. Формирование позитивного имиджа Российской Федерации в мировой политике [Электронный ресурс]. — URL: https://dspace.susu. ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/17213/2017_408_mindeyakovrm.pdf?sequence=1 (дата обращения: 10.09.2021).

10. Родыгина Н. Ю., Емельянов В. В., Молева С. В. Организация и техника внешнеторговых переговоров: учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2020. — 174 с.

11. Родыгина Н. Ю., Обуховская Л. А., Киртоакэ О. Э. Высокотехнологичный экспорт РФ: современное состояние и ключевые тенденции//Международная экономика. — 2021. — № 9.

12. Родыгина Н. Ю. Организация и техника проведения внешнеторговых переговоров: учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2007. — 160 с.

13. Рубинский Ю. И. Политические перемены во Франции: причины и следствия. — М., 1997.

14. Эксперты назвали способ улучшить имидж России за рубежом [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/politics/26/02/2020/5e55275a9a79471f189688e0 (дата обращения: 15.05.2021).

15. Doing Business 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://russian.doingbusiness. org/ru/rankings (дата обращения: 10.09.2021).

16. Global Innovation Index 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wipo.int/global_ innovation_index/ru/2020/(дата обращения: 10.09.2021).

17. Human Development Index 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://hdr.undp. org/en/content/latest-human-development-index-ranking (дата обращения: 10.09.2021).

18. World Competitiveness Ranking 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.imd. org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness/(дата обращения: 10.09.2021).

1. 10 shagov na puti k eff ectivnoi publichnoi diplomatii Rossii [10 steps towards eff ective public diplomacy of Russia] Available at: https://russiancouncil.ru/activity/publications/10-shagov-na-putik-eff ektivnoy-publichnoy-diplomatii-rossii/(accessed: 15.05.2021) (in Russian).

2. Bochanov М. А., Staryh N. P. Imidj Rossii v sovremennyh geopoliticheskih usloviiah [The image of Russia in modern geopolitical conditions]. Srednerusskii vestnik obchestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. 2015. no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-rossiiv-sovremennh-geopoliticheskih-usloviyah (accessed: 15.05.2021) (in Russian).

3. Glinskaia I. Ju. Osobennosti formirovaniia imidja Rossii v kontekste globalizatsii [Features of the formation of the image of Russia in the context of globalization] Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=26178904& (accessed: 15.05.2021) (in Russian).

4. Glinskaia Irina Jurievna. Formirovanie i prodvijenie brend-imidja Rossii [Formation and promotion of the brand image of Russia]. Vestnik RUDN. Seriia: Mejdunarodnye otnosheniia [RUDN Bulletin. Series: International Relations]. 2016, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniei-prodvizhenie-brend-imidzha-rossii (accessed: 15.05.2021) (in Russian).

5. Davyborets E. N., Radikov I. V. Roli objektivnyh faktorov v formirovanii imidja Rossii [The role of the objective factors in the formation of the image of Russia]. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=25107868 (accessed: 15.05.2021) (in Russian).

6. Zemleannikova Ju. I. Formirovanie imidja Rossii za rubejom: problemy i resheniia [Formation of the image of Russia abroad: problems and solutions] Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=37072286 (accessed: 15.05.2021) (in Russian).

7. Kolokoltseva E. Poneatie inidja Rossii i ego evolutsiia vo vneshnepoliticeskoi strategii strani. [The concept of the image of Russia and its evolution in the country’s foreign policy strategy]. Available at: https://interaff airs.ru/jauthor/material/2273 (accessed: 10.09.2021) (in Russian).

8. Kontseptsiia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii 2016 g. [The Concept of the foreign policy of the Russian Federation in 2016]. Available at: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (accessed: 10.09.2021) (in Russian).

9. Mindeiakov R. М. Formirovanie pozitivnogo imigja Rossiiskoi Federatsii v mirovoi politike [Creation of a positive image of the Russian Federation in the world policy]. Available at: https://dspace.susu. ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/17213/2017_408_mindeyakovrm.pdf?sequence=1 (accessed: 10.09.2021) (in Russian).

10. Rodigina N. Ju., Emelianov V. V., Moleva S. V. Organizatsiia i tehnika vneshnetorgovyh peregovorov [Organization and technique of foreign trade negotiations]: ucebnoe posobie dlea vuzov. Moskva. 2020, рр. 174 (in Russian).

11. Rodigina N. Ju., Obuhovskaya L. А., Kirtoake О. E. Visokotehnilogicnii export RF: sovremennoe sostoianie i kliucevie tendentsii [High — technology expots of the Russian Federation: current state and key trends]. Mezhdunarodnaia ekonomika [The World Economics]. 2021, no. 9 (in Russian).

12. Rodigina, N. Ju. Organizatsiia i tehnika provedeniia vneshnetorgovyh peregovorov [Organization and technique of foreign trade negotiations]: uceb. posobie. Moscow. 2007, рр. 160 (in Russian).

13. Rubinskii, Ju. I. Politiceskie peremeny vo Frantsii: priciny i sledstviia [Political changes in France: causes and consequences]. Мoscow. 1997.

14. Experty nazvali sposob uluchshiti imidj Rossii za rubejom. [Experts named a way to improve the image of Russia abroad] Available at: https://www.rbc.ru/politics/26/02/2020/5e55275a9a79471f18 9688e0 (accessed: 15.05.2021) (in Russian).

15. Doing Business 2020. Available at: https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (accessed: 10.09.2021) (in Russian)

16. Global Innovation Index 2020. Available at: https://www.wipo.int/global_innovation_ index/ru/2020/(accessed: 10.09.2021) (in Russian).

17. Human Development Index 2020. Available at: http://hdr.undp.org/en/content/latest-humandevelopment-index-ranking (accessed: 10.09.2021) (in English).

18. World Competitiveness Ranking 2021. Available at: https://www.imd.org/centers/worldcompetitiveness-center/rankings/world-competitiveness/(accessed: 10.09.2021) (in English).

В настоящее время страны заинтересованы в создании и сохранении позитивного имиджа, так как имидж государства определяет его вес на международной арене, степень его влияния в различных сферах. Позитивный имидж страны будет способствовать сотрудничеству с различными странами, развитию с ними торгово-экономических отношений. Однако негативный имидж страны может быть использован оппозицией для критики правительства и проводимой им политики. Таким образом, можно сделать вывод, что имидж в настоящее время выступает в качестве необходимого и эффективного инструмента реализации интересов государства [2].

Имидж любого государства должен отображать характеризующие его достоинства и свойства. Странам необходимо поддерживать позитивный имидж государства, так как именно от признания государства другими странами зависит успех экономики, социальной сферы и культуры государства. Позитивный имидж государства в данном случае с большей вероятностью привлечет иностранные инвестиции, что представляет большую ценность для государства в конкурентной борьбе.

Имидж любого государства возникает как представление о нем отдельных людей, групп или народов, обычно в историческом контексте, отражая как национальные, так и культурные особенности той или иной страны [3].

Существует большое количество различных факторов, которое оказывает непосредственное влияние на создание имиджа государства:

· природные факторы;

· наличие ресурсов;

· культура страны;

· политический строй;

· стабильность экономики;

· научные достижения;

· экспорт товаров и услуг и др. [2, 5].

Существует несколько этапов формирования имиджа России:

· Первый этап (1991–1999 гг.). В 1991 г. в результате распада СССР появилось новое государство — Российская Федерация, которая была признана правопреемницей СССР, что позволило избежать международной изоляции, а также сохранить членство в Совете безопасности ООН. Однако стоит отметить тот факт, что новое государство отказалось от продолжения борьбы с Западом, а было нацелено на установление и развитие партнерских отношений с данными странами. В связи с этим в начале 1990-х гг. имидж России был противоречивым. С одной стороны, так как Россия была правопреемницей СССР, некоторые продолжали воспринимать ее в качестве тоталитарного государства. С другой стороны, либеральные реформы 1980-х гг. и последующий распад СССР привели к тому, что многие начали воспринимать Россию как демократическую страну [7].

Для Цитирования:
Наталья Юрьевна Родыгина, Офелия Андраниковна Азарова, Оксана Эдуардовна Киртоакэ, Имидж России в современном мире: рейтинги, риски, пути улучшения. Посольства России и мир. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: