По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 94(38)(092)

Имидж культурного героя для выдающихся ученых

Бондаренко Станислав Борисович ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», Россия, 305000, Курск, ул. Радищева, 33, E-mail: bondsb@rambler.ru

В статье рассматриваются популярные историко-научные способы объяснения результатов исследовательской деятельности выдающихся ученых, которым с помощью разнообразных социальных технологий создают имидж великих культурных героев.

Литература:

1. О героическом энтузиазме // Бруно Д. Философские диалоги. — М.: Бруно Д.

Новый Акрополь, 2013. — С. 295–507.

2. Основания новой науки об общей природе наций. — Л.: Художест- Вико Д.

венная литература, 1940. — 619 с.

3. Десять книг об архитектуре. — М.: Всесоюзная Академия архи- Витрувий.

тектуры, 1936. — 327 c.

4. Хроника одной судьбы. Художественно-документальная повесть Гордин Я.А.

о В. Н. Татищиве. — М.: Советская Россия, 1980. — 208 с.

5. Родосская параллель. Жизнь и деятельность Эратосфена.- М.: Дитмар А. Б.

Мысль, 1965.- 71 с.

6. Альберт Эйнштейн // Зоммерфельд А. Пути познания в физи- Зоммерфельд А.

ке. -М.: Наука, 1973. — С. 179–185.

7. Герои, почитание героев и героическое в истории. — М.: Эксмо, Карлейль Т.

2008. — 864 с.

8. Великая дидактика // Коменский Я. А. Избранные педагогиче- Коменский Я. А.

ские сочинения в 2-х т.Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — С. 242–476.

9. Сокровища Трои и их история. — М.: Радуга, 1996. — 240 с. Криш Э. Г.

10. Гомер: «Илиада» и «Одиссея». — М.: АСТ, 2009. — 347 с. Мангель А.

11. Культурный герой // Мифы народов мира. Энциклопедия Мелетинский E. M.

в 2-х т. 2-ое изд.Т. 2. — М.: Советская Энциклопедия,1992. — С. 25–28.

12. Психология народов и масс. — М.:ТЕРРА, 2008. — 272 с. Лебон Г.

13. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г. В. Избран- Плеханов Г .В.

ные философские произведения в 5-ти тт. Т. 2. — М., 1956. — С. 55–155.

14. Александр Македонский. — М.: Эксмо, 2006. — 384 с. Роджерс Г. М.

15. Эллинистическая цивилизация. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, Тарн В.

1949. — 372 с.

16. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. «Я» Фрейд З.

и «Оно». Кн. 1. — Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 71–138.

17. Галилео Галилей. — М.: Мир, 1987. — 143 с. Шмутцер Э., Шютц В.

18. Истоки истории и её цель // Ясперс К. Смысл и назначение исто- Ясперс К.

рии. — М.: Республика, 1994. — С. 27–286.

Статья поступила 16.10.2015 г

Культура раскрывается в деяниях своих героев, которые выступают её яркими и незаменимыми символами. Историки и культурологи оценивают результаты деятельности людей, причисленных к великим культурным героям, как наиболее значимые для развития общества. Каждый великий культурный герой выделяется уникальной исторической миссией. Культурные герои появились в древних мифах: «Наряду с добыванием культурных благ и участием в мироустройстве в качестве демиурга и первопредка, наряду с деяниями по преодолению первоначального хаотического состояния мира и его бессознательному или сознательному упорядочиванию, культурный герой иногда выступает также борцом со стихийными хаотическими природными силами. Культурные герои не обязательно сакрализованы. Подчёркивается их значительность и магическая сила, без которой были бы немыслимы их деяния» [11. С. 26].

Уже в античном обществе начались острые дискуссии о творчестве Гомера. Кто такой Гомер: великий поэт, историк, философ, лингвист или шарлатан? «Из Македонии приехал в Александрию Зоил, присвоивший себе прозвище «Гомерова бича», и прочел царю свои сочинения против Илиады и Одиссеи. Но Птолемей, видя, что он оскорбляет отошедшего прародителя поэтов и вождя всей словесности и поносит того, чьи произведения почитаются всеми народами, в негодовании не дал ему никакого ответа» [3. С. 132].

Влияние Гомера на жизнь древних греков огромна. «К VI веку до н. э. Гомер стал не только величайшим поэтом древней Греции; он также оказал сильное влияние на картину мира своих соотечественников на то, какими им виделись боги и смертные» [10. С. 56]. Гомер — первый великий учитель греков. «Гомер показал, что в суровом и изменчивом мире человеку нужно надеяться на себя самого, на свои силы и находчивость, а не на ветреных богов» [10. С. 57]. В древнегреческих школах ученики заучивают наизусть отрывки из «Илиады» и «Одиссеи», аэды поют песни на стихи из гомеровских поэм, бродячие артисты ставят сценки по мотивам гомеровских произведений.

Для Цитирования:
Бондаренко Станислав Борисович, Имидж культурного героя для выдающихся ученых. Вопросы культурологии. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: