Совершенствование действующего законодательства происходит по выработанным в течение многих лет принципам, одним из которых является принцип научности. Развитие трудового права не является исключением, многие новации трудового законодательства являются результатом достаточной и обоснованной научной разработки. Однако вышеперечисленные особенности развития науки отражаются на постоянно формирующемся сегодня законодательном массиве. Современное развитие трудового законодательства, направленное на восполнение казуистических пробелов, влечет формирование в его составе различного рода иллюзий и симулякров, не согласующихся с действительностью.
Проблематика юридических иллюзий на сегодняшний день не имеет достаточной разработки в науке. По-прежнему, остаются неясными механизмы формирования иллюзий, факторы и условия их возникновения, влияние на развитие общественного и индивидуального сознания. Основная проблема скудного научного обоснования юридической иллюзии, на наш взгляд, заключается в неоднородности подходов к пониманию и трактовке данного термина. В юридической доктрине сегодня можно проследить дуализм мнений.
Первый подход предлагается назвать субъективным. В рамках субъективного подхода юридическая иллюзия рассматривается как часть правосознания личности, отражающая ее представления о действии и реализации права, не соответствующие государственно-правовой действительности. Иными словами, субъективная концепция понимания юридической иллюзии приближена к понятию заблуждения.
Например, наиболее распространенные в обществе иллюзии о том, что сотрудник не может добиться справедливости в случае нарушения своих прав со стороны работодателя [1]. Вместе с тем согласно проведенному опросу ВЦИОМ около половины респондентов (45%) уверены в отсутствии мер по защите их прав по месту работы [1]. Безусловно, подобные заявления являются субъективными иллюзиями и заблуждениями, поскольку действующее трудовое законодательство предусматривает меры самозащиты работника в административном порядке путем обращения к непосредственному начальнику.