По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.06 101 DOI:10.33920/nik-01-1207-08

Икона XXI века: иеротопия «кузнецовского письма»

Вольнов Илья Николаевич ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», Россия, 115280, Москва, ул. Автозаводская, 16, E-mail: ilja-volnov@yandex.ru

«Кузнецовское письмо» — новая техника иконописи — рассмотрено в контексте недавно предложенной концепции иеротопии. Показано, что иконическая образность в кузнецовском письме формируется с опорой не только на плоскую поверхность иконной доски, но и на трехмерное пространство перед ней, а вслед за ним на пространство иррационального или сакрального.

Литература:

1. Вольнов И. Н. Эвристика кузнецовского письма // Икона XXI века. Кузнецовское письмо / Авт. и сост. К. Л. Кондратьева. — М., 2010.

2. Вольнов И. Н., Князева Е. М. Икона ХХI века: эффект «кузнецовского письма» // Вопросы культурологии. — 2011. — № 12.

3. Вольнов И.Н. Полисемантичность «кузнецовского письма». Источник: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=666&did=28

4. Лидов А. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. — М.: Троица, 2009. — 352 с.

5. Лидов А. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид художественного творчества. Источник: http://www.polit.ru/article/2007/06/14/ierotop

Статья поступила 21.10.2011 г.

Осмысление уникальных выразительных возможностей «кузнецовского письма» — новой техники иконописи — и понимание его в контексте иконы ХХI в. будет затруднительно без привлечения новых концепций и идей, возникающих в последнее время в различных областях единого культурного пространства. Так, весьма плодотворным оказалось сопоставление «кузнецовского письма» с новыми идеями, лежащими в основе происходящего сейчас изменения научного мировоззрения и выработки единой научной картины мира [1. С. 144]. Не менее плодотворным оказывается рассмотрение этого письма в контексте иеротопии — новой концепции пространственной иконичности, — предложенной в 2001 г. известным искусствоведом и византологом А. Лидовым [4].

Иеротопия (от древнегреч. «иерос» — священный и «топос» — место, пространство) — новое направление в историко-культурных исследованиях, возникшее на стыке нескольких дисциплин (антропологии, истории искусств, литургики и археологии) и сделавшее предметом своих исследований сакральное пространство. Сакральное пространство — это пространство, создаваемое человеком для общения с Богом, или, в другой терминологии, с высшим миром. Человек осознает себя духовным существом постольку, поскольку он ощущает свою связь с духовным, с иным высшим миром, с Богом. Среда коммуникации, или среда связи с этим высшим миром, есть некая базовая потребность человека, а его творческая деятельность, направленная на создание такой среды, — естественная форма самовыражения, основа его духовной жизни. Все остальные формы творчества или искусства в этом смысле имеют подчиненное значение, возникают как результат, как следствие.

Удивительно, но, будучи для людей древности и Средневековья такой фундаментальной категорией, точкой отсчета и главной целью, сакральное пространство полностью исчезает из поля научной рефлексии новоевропейской культуры. Все, что было связано с сакральным пространством и его ролью в формировании чудотворных икон и христианских реликвий, было объявлено эфемерным, принципиально нематериальным, тем, что нельзя было потрогать и, следовательно, следуя логике позитивизма, нельзя изучить.

Для Цитирования:
Вольнов Илья Николаевич, Икона XXI века: иеротопия «кузнецовского письма». Вопросы культурологии. 2012;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: