• По уровню владения цифровыми компетенциями россияне разделились на четыре группы следующим образом: с высоким уровнем владения — 30 %, выше среднего — 32 %, ниже среднего — 18 %, с низким уровнем владения — 20 %. Чем выше у респондента уровень владения цифровыми компетенциями, тем больше вероятность его занятости в дистанционном режиме. При этом большинство опрошенных удовлетворены своим уровнем владения цифровыми компетенциями (60 %).
• Среди распространенных цифровых компетенций участники исследования, по собственной оценке, лучше всего освоили фотографирование на телефон или другой гаджет, поиск информации в Интернете, съемку видео на телефон/камеру или другой гаджет, коммуникации с использованием мессенджеров, использование электронной почты. Наименее характерные для россиян цифровые компетенции — установка и настройка ПО, редактирование фотографий и изображений, подготовка презентаций, монтаж видео на телефоне/ноутбуке, компьютере.
• Распространение коронавируса активизировало переход россиян на удаленный режим работы — до пандемии так трудились только 2 % опрошенных, а перешли к нему полностью или частично к моменту опроса (на стыке апреля-мая. — Прим. ред.) 16 %. Основные категории работников на удаленке — специалисты с высшим образованием в бюджетной и коммерческой сферах, а также жители двух мегаполисов и городов-миллионников. При этом почти для трети россиян режим занятости в связи с пандемией остался неизменным.
• Среди перешедших на удаленную работу респондентов 61 % оценивают свой опыт перехода отрицательно, 36 % — положительно. Преимущества работы из дома россияне связывают в первую очередь с отсутствием необходимости тратить время на дорогу и гибким графиком, недостатки — с тем, что специфика деятельности требует непосредственного контакта с людьми, а также сложностями самоорганизации в домашних условиях.
• Большинству россиян, перешедших на удаленную работу, согласно опросу, не пришлось осваивать для этого каких-либо новых навыков (81 %). Те же, кто столкнулся с такой необходимостью, в основном осваивали навыки работы с новым программным обеспечением, в частности мессенджерами и инструментами для проведения видеоконференций.