По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 501

Идея ноосферы в глобальном измерении

Урсул А.Д. директор, Центр глобальных исследований, профессор факультета глобальных процессов, МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования, академик Академии наук Молдавии, Россия, 119991, Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 51. E-mail: ursul-ad@mail.ru

Автор показывает, что учение о ноосфере в трудах В.И. Вернадского развивалось на концептуально-ценностной основе, в которой глобализм и идеи становления ноосферы оказались соединенными в целостную форму научно-футурологического мировоззрения. Ноосферогенез рассматривается в статье как средство выживания и дальнейшего устойчивого развития человечества и как предвидимая главная цель всего современного и будущего цивилизационного развития. Предполагается, что в настоящее время происходит становление нового — неклассического этапа ноосферных исследований, и в этой связи выявляются принципы становления ноосферы, носящие ценностно-содержательный характер. Новое видение ноосферогенеза включает переход к глобальной устойчивости, созидание общепланетарной информационной цивилизации, глобализацию и другие позитивные процессы глобального развития. Выстраивается единая концепция становления ноосферы как неизбежного феномена и этапа глобального развития. Сфера разума видится в качестве гипотетического будущего состояния цивилизации и ее взаимодействия с природой, в котором приоритетное место будет занимать глобальный ноосферный интеллект, направляющий дальнейшую социоприродную эволюцию в безопасном направлении.

Литература:

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — М.: Наука, 2004.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Наука, 1991.

3. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы. — М.: МГУ, 2012.

4. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. — URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015.

6. Урсул А.Д. Информационная природа культуры // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. — 2018. — № 6.

7. Урсул А.Д. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосферогенез. — М.: Ленанд, 2015.

8. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Цели устойчивого развития и перспективы глобального управления // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2016. — № 6.

9. Ilyin I.V., Ursul A.D. Nooglobalism and Nooglobalistics // 3G: Globalistics, Global Studies, Globalization Studies: Scientifi c Digest / Ed. by I.I. Abylgaziev, I.V. Ilyin. M.: MAKSPress, 2012.

Еще в первой половине прошлого века В.И. Вернадский и два французских ученых, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден, выдвинули идею становления сферы разума — ноосферы в качестве главного направления дальнейшего развития человечества, которое должно рационализировать цивилизационный процесс и тем самым обеспечить выживание и дальнейший прогресс человечества. В трудах В.И. Вернадского идея ноосферы с самого начала формировалась в общепланетарном ракурсе, то есть как мировоззрение ноосферного глобализма (нооглобализма), в котором глобализм и идеи становления ноосферы оказались соединенными в целостную форму мировоззрения [1; 9]. В.И. Вернадский рассматривает ноосферогенез не только как социальные или духовно-интеллектуальные трансформации, но и как естественное продолжение биосферно-геологической эволюции, в которой крупнейшей геологической силой выступает человечество [2; 7].

Важной особенностью ноосферной концепции В.И. Вернадского является выяснение роли разума не только в жизни общества, но и через него в эволюции биосферы (особенно геологической эволюции). В принципе идея ноосферогенеза как становления сферы разума отличается от идеи ноогенеза (которая была предложена П. Тейяром де Шарденом) тем, что в первом случае ноогенез рассматривается совместно с окружающей его средой. Это напоминает идею биосферы (теория которой была существенно развита Вернадским), когда биота включается в сферу взаимодействующего с ней косного вещества. И такая идея оказывается в эволюционном плане более адекватной, поскольку развитие, тем более прогрессивное, в силу синергетических соображений следует рассматривать в определенном смысле совместно со средой, за счет которой оно и происходит.

В уже принятой в России «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» подчеркивается, что «движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой» [4]. Это положение Концепции говорит о том, что Россия поставила более двух десятилетий тому назад еще одну пусть пока и достаточно отдаленную, но важную в концептуальном ракурсе стратегическую и глобальную цель перехода через устойчивое развитие (УР) — становление ноосферы. И это весьма существенно для понимания дальнейшего движения по пути УР, который должен привести к развертыванию общепланетарного процесса ноосферогенеза. Становление ноосферы выступает как главная цель и ценность всего развития человечества в третьем тысячелетии, дающая возможность существования цивилизации на планете и за ее пределами.

Для Цитирования:
Урсул А.Д., Идея ноосферы в глобальном измерении. Ученый совет. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: