До этого крупные утечки персональных данных случались в Сбербанке (СМИ сообщали о 60 млн данных с кредитных карт, предложенных сотрудником на продажу); в ФНС (публикации о 20 млн российских налогоплательщиков); РЖД (данные на 700 тыс. сотрудников железнодорожного ведомства); авиакомпании Utair (530 тыс. сведений о пассажирах), ГИБДД (сотни тыс. платежей и задолженностей автомобилистов)… На самом деле, это только верхушка айсберга, проблемы часто замалчиваются, и в отсутствие серьёзной правоприменительной практики по этому составу преступлений в обществе растёт недоверие к уровню защищённости данных.
Так, член Комитета Госдумы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Лифшиц заявил: «представители Telegram настаивают, что более 60 % данных неактуальны». И представил новую версию: на всеобщее обозрение могла попасть «сборная таблица из двух больших утечек прошлых лет. Но и эти таблицы не были результатом утечки, данные собрала программа-парсер на основе анализа профилей соцсетей и так далее (тем более большинство пользователей там из Ирана, а не из России)», — уточнил депутат
При этом гражданам, чьи данные оказываются в чужих руках, безразлична техническая сторона вопроса: упираться в термин «утечка» или «санкционированный сбор данных» для каких-то нужд им не интересно. Гражданину важен сам факт вмешательства в его личное пространство.
Газета приводит объяснение преступления: «уникальные идентификаторы Telegram собрали через злоупотребление встроенной функцией импорта контактов, такая проблема была раньше, и её устранили в 2019 году, поэтому очевидно, что база довольно старая». Но нет ни слова о наказании. О том, что делается для усиления безопасности.
Не успокаивает господин Лившиц, и озвучивая итоговое заявление: защититься от подобных утечек крайне сложно, стоит только сопоставить ваше имя с номером телефона и аккаунтом в соцсети. «Это новая реальность, в которой надо учиться жить», — подчёркивает депутат.