По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Идеология отношения государств Центральной Азии к общей истории в составе Российской империи и Советского Союза

Мустафабейли Али Митхадович руководитель Центра евразийских исследований Дипломатической академии МИД России, кандидат исторических наук, E-mail: gulara1972@gmail.com.

После распада СССР в бывших советских республиках Средней Азии и Казахстана (Центральной Азии) интенсивно заработал процесс новой национальной самоидентификации, ставшей основой идеологических доктрин формировавшихся государств. Суть заключалась в самоутверждении народов, получивших независимость и обретших государственность впервые в своей истории или по истечении перерыва, измеряющегося сотнями лет. Прошлое, по мысли современных центрально-азиатских идеологов, должно вызывать у народа чувства гордости и патриотизма, призванные укреплять устои национального государства. На таком фоне прошлое с Российской империей и Советским Союзом представляется историей захвата и порабощения народов Центральной Азии.

Литература:

1. Шнирельман В. А. Символическое прошлое. Борьба за предков в Центральной Азии [Электронный ресурс]. URL: https//polit.ru/article/2009/11/19/shnirelman.

2. Бартольд В. В. Киргизы (исторический очерк) [Электронный ресурс]. URL: htts://www.litmir.me/br/?в=224339 др=1.

3. Памятник хану Кенесары [Электронный ресурс]. URL: https//discoveric. ru/mesta/kazahstan/astana/pamyatnik-hanu-kenesry.

4. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 27.07.1998 № 315 «О совершенствовании деятельности Института истории Академии наук Республики Узбекистан» [Электронный ресурс]. URL: https://nrm. uz/contentf?doc=415069_postanovlenie_kabineta_ministrov_respubliki_ uzbekistan_ot_27_07_1998_g_n_315_o_sovershenstvovanii_deyatelnosti_ instituta_istorii_akademii_nauk_respubliki_uzbekistan.

5. Глущенко Е. А. Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования. — М.: Ентрполиграф, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://statehistory.ru/books/Rossiyav-Sredney-Azii-Zavoevaniye-i-preobrazovaniya/.

6. История таджикского народа с древности до наших дней [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/404062/istoriya-tadjikskogo-naroda-s-drevnostido-nashih-dney.

7. History of Uzbekistan [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia. prg/wiki/History-of-Uzbekistan#Arrival-of-the-Russians.

8. History of Kazakhstan [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia. org/wiki/History-of-Kazakhstan. (Приводятся статьи из Wikipedia, поскольку именно они рассчитаны на массовое потребление.)

9. Выступление Сергея Нарышкина на круглом столе в Бишкеке [Электронный ресурс]. URL: https://historyrussia.org/sergey-naryshkin/vystupleniyas-e-naryshkina/tekst-vystupleniya-sergeya-naryshkina-na-kruglom-stole-po-istorikokulturnym-aspektam-rossijsko-kyrgyzskikh-otnoshenij.html.

Представление об общей истории стран Центральной Азии (ЦА), Российской империи и СССР, по существу, уже сконструировано, одобрено руководством центрально-азиатских государств и работает под их наблюдением и контролем, имея скорее идеологическую сущность, нежели политическую, и нацелено более всего на внутреннее потребление.

Речь идет о новой национальной идентификации, самоутверждении народов, получивших независимость и обретших государственность впервые в своей истории либо после перерыва, измеряющегося сотнями лет. Прошлое, по мысли современных центрально-азиатских идеологов, должно вызывать у народа чувства гордости и патриотизма, призванные укреплять устои национального государства.

Процесс национальной идентификации обретал определенные очертания еще в период СССР. Советские республики, в том числе среднеазиатские, а также Казахстан, хотя и не обладали политической и экономической самостоятельностью, однако уже имели национально-государственные атрибуты: название, границы, правительство, занимавшееся внутренними делами, культурную элиту. В новых условиях усилия центрально-азиатских суверенных государств, как, впрочем, и других стран постсоветского пространства, концентрировались на этно-национальной политике, т. е. аргументированном формулировании главенствующей р о л и в политической, экономической, общественной, культурной жизни титульной нации, которая должна обладать особыми качествами, выдающейся историей, национальными героями. Так, например, туркменские исследователи якобы обнаружили историческую связь своего народа с Парфянским царством, оказавшим значительное влияние на развитие мировой культуры. Период древних парфян представлен туркменскими учеными золотым веком их народа. Сформулированная таким образом историческая концепция была отражена в книге первого президента Туркмении С. Ниязова «Рухнама», утвержденной в качестве «священной настольной книги народа». В ней, правда, еще упоминалась и древняя Маргиана. Примечательно, что особое внимание в истории Парфии уделялось ее отделению от Селевкидов, которое связывалось с подъемом парфянского национального сознания. Расчет состоял в том, чтобы у современных туркмен возникла ассоциация с обретением их страной независимости в результате подвижек в национальном сознании, которые на самом деле не наблюдались.

Для Цитирования:
Мустафабейли Али Митхадович, Идеология отношения государств Центральной Азии к общей истории в составе Российской империи и Советского Союза. Дипломатическая служба. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: