Представление об общей истории стран Центральной Азии (ЦА), Российской империи и СССР, по существу, уже сконструировано, одобрено руководством центрально-азиатских государств и работает под их наблюдением и контролем, имея скорее идеологическую сущность, нежели политическую, и нацелено более всего на внутреннее потребление.
Речь идет о новой национальной идентификации, самоутверждении народов, получивших независимость и обретших государственность впервые в своей истории либо после перерыва, измеряющегося сотнями лет. Прошлое, по мысли современных центрально-азиатских идеологов, должно вызывать у народа чувства гордости и патриотизма, призванные укреплять устои национального государства.
Процесс национальной идентификации обретал определенные очертания еще в период СССР. Советские республики, в том числе среднеазиатские, а также Казахстан, хотя и не обладали политической и экономической самостоятельностью, однако уже имели национально-государственные атрибуты: название, границы, правительство, занимавшееся внутренними делами, культурную элиту. В новых условиях усилия центрально-азиатских суверенных государств, как, впрочем, и других стран постсоветского пространства, концентрировались на этно-национальной политике, т. е. аргументированном формулировании главенствующей р о л и в политической, экономической, общественной, культурной жизни титульной нации, которая должна обладать особыми качествами, выдающейся историей, национальными героями. Так, например, туркменские исследователи якобы обнаружили историческую связь своего народа с Парфянским царством, оказавшим значительное влияние на развитие мировой культуры. Период древних парфян представлен туркменскими учеными золотым веком их народа. Сформулированная таким образом историческая концепция была отражена в книге первого президента Туркмении С. Ниязова «Рухнама», утвержденной в качестве «священной настольной книги народа». В ней, правда, еще упоминалась и древняя Маргиана. Примечательно, что особое внимание в истории Парфии уделялось ее отделению от Селевкидов, которое связывалось с подъемом парфянского национального сознания. Расчет состоял в том, чтобы у современных туркмен возникла ассоциация с обретением их страной независимости в результате подвижек в национальном сознании, которые на самом деле не наблюдались.