По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5 DOI:10.33920/nik-02-2201-05

Идеология, образ и социальный контроль масс

Макаревич Эдуард Федорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, д-р социол. наук Российская Федерация, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: edward.makarevich@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7957-9382
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, д-р социол. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации Российская Федерация, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: oi-karpuhin@mail.ru

Авторы показывают, почему идеологию, как совокупность определенных взглядов, ценностей, констант, концептов, образов, мифов, можно считать индикатором, то есть показателем культуры массовых коммуникаций. Они предлагают такой ответ — потому, что массовые коммуникации несут определенную идеологию, которая создается определенными коммуникаторами, распространяется в конкретных исторических условиях для конкретных социальных групп и политических элит. В статье поднимается вопрос о том, почему система массовых коммуникаций, как совокупность образования, пропаганды, массовой культуры, организуя духовное пространство советского человека, не сумела выстроить систему убедительных доказательств социалистических ценностей в новых политических, экономических, социальных условиях. А «старые» доказательства превратились в «ложное сознание», потому что на каком-то историческом этапе отошли от реальной жизни и стали жить своей внутренней, «ложной» жизнью. Обращаясь к теории массовой коммуникации, авторы фактически отвечают на вопросы, связанные с тем, каким образом должны функционировать СМИ, чтобы создавать правдивый и социально привлекательный образ мира. Статья содержит материалы, полезные в рамках направлений подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика».

Литература:

1. Грамши А. Тюремные тетради. Часть 1. — М.: 1991 [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.civisbook.ru/files/File/Gramshi,tetrad.pdf (дата обращения: 20.08.2021).

2. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Коммуникационная культура: свет и тени // Ученый совет. — 2021. — № 10. — С. 772–783.

3. Макаревич Э.Ф. Последний бастион [текст]: глобальная культура коммуникаций / Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин. — М.: Дрофа, 2011. — 430 с.

4. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. О технике актера / М.А. Чехов; Союз театр. деятелей Рос. Федерации. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003.— 488 с.

5. Химич В.В. О художественной системе А. П. Чехова // Филологический класс. — 2004. — № 12 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-hudozhestvennoy-sisteme-a-p-chehova (дата обращения: 20.08.2021).

6. Юэн С. PR! или Умение «раскручивать»: социальная история паблик рилейшнз / Стюарт Юэн; [пер. с англ. А. П. Калюжный]. — М.: Ред. ежедневной газеты, 2006 (Ульяновск: Ульяновский Дом печати). — 473.

1. Gramshi A. Tyuremnyye tetradi. Chast' 1. — M.: 1991 [Elektronnyy resurs]. — URL: http: //www.civisbook.ru/files/File/Gramshi,tetrad.pdf (data obrashcheniya: 20.08.2021).

2. Makarevich E.F., Karpukhin O.I. Kommunikatsionnaya kul'tura: svet i teni // Uchenyy sovet. — 2021. — № 10. — S. 772–783.

3. Makarevich E.F. Posledniy bastion [tekst]: global'naya kul'tura kommunikatsiy / E.F. Makarevich, O.I. Karpukhin. — M.: Drofa, 2011. — 430 s.

4. Rabota aktera nad soboy / K.S. Stanislavskiy. O tekhnike aktera / M.A. Chekhov; Soyuz teatr. deyateley Ros. Federatsii. — M.: Artist. Rezhisser. Teatr, 2003.— 488 s.

5. Khimich V.V. O khudozhestvennoy sisteme A. P. Chekhova // Filologicheskiy klass. — 2004. — № 12 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohudozhestvennoy-sisteme-a-p-chehova (data obrashcheniya: 20.08.2021).

6. Yuen S. PR! ili Umeniye «raskruchivat'»: sotsial'naya istoriya pablik rileyshnz / Styuart Yuen; [per. s angl. A. P. Kalyuzhnyy]. — M.: Red. yezhednevnoy gazety, 2006 (Ul'yanovsk: Ul'yanovskiy Dom pechati). — 473.

В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс назвали идеологию «ложным сознанием», в том числе имея в виду позицию младогегельянцев, призывавших изменить сознание людей, а не окружающий мир. «Ложным» потому, что взгляды одной социальной группы или класса, как правило, «уходящих» могут навязываться всему обществу. В этом случае для общества их взгляды становятся «ложным сознанием». Но идеология неизбежна, когда встает необходимость объединения людей для решения определенной исторической задачи, когда один класс идет на смену другому, эволюционно или революционно преобразуя мир, или когда необходимо добиться победы в войне. И тогда идеология, будь она идеей либерализма, коммунизма, национализма, рынка, свободы, демократии, патриотизма, суверенности, становится содержанием массовых коммуникаций. При этом идеология превращается, по словам итальянского коммунистического теоретика Антонио Грамши, в социальный «цемент» [1]. А доминирующая сила социальных изменений, будь то класс, социальная группа, клан, используя массовые коммуникации, обеспечивает моральное, политическое, интеллектуальное превосходство и лидерство над всеми остальными классами, группами и кланами.

Но это все касается изменения окружающего мира, а в конечном счете завоевания власти. А когда власть взята, то встает проблема стабильности, то есть поддержания существующего социального порядка. При этом класс, находящийся у власти, стремящийся оставаться передовым классом, не должен скатываться к иллюзорному видению действительности, не должен болеть «ложным сознанием». Для этого он должен поддерживать «истинное сознание». Формулу такого поддержания А. Грамши определил так: во-первых, воспроизводство материальных условий социальной жизни; во-вторых, постоянное воспроизводство широко разделяемых убеждений и ценностей, не входящих в противоречие с объективным процессом исторического развития.

В чем глубина и непреходящая важность последней части этого утверждения? А в том, что не бывает раз и навсегда завоеванных убеждений и ценностей. Каждому новому поколению необходимы новые доказательства существующим ценностям и убеждениям. Если массовые коммуникации способны выработать и довести до конкретных социальных групп убедительные новые доказательства силы существующего порядка, то данный порядок будет жить и развиваться без потрясений. В Советском Союзе в последние десятилетия его существования новых доказательств ценностей его идеологии, соответствующих новым временам, не было. Тогда идеология большой страны действительно стала «ложным сознанием». В этом одна из важнейших причин краха супердержавы. Но все же, даже в разрыве с окружающей действительностью, можно ли обеспечить убедительные, эффективные новые доказательства «старых» истин, «прежних» убеждений и ценностей, что станут содержанием массовых коммуникаций?

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Карпухин Олег Иванович, Идеология, образ и социальный контроль масс. Ученый совет. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: