По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 740

Идентичность как проблема ХХI века

Сапожникова Виктория Станиславовна аспирант кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: sivika@yandex.ru

В статье автор рассматривает процесс формирования идентификации индивида в глобальном мире, предпринимает попытку определить основные факторы, влияющие на размывание идентичности, и вносит предложения по укреплению идентичности в условиях глобализации. Особое внимание при этом уделяется этнической и национальной идентичности, а также идентичности, сформированной интернет-средой.

Литература:

1. Иконникова, С.Н. Культурная идентичность поколений: разные, но не чужие. Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские научные чтения. — Санкт-Петербург, 2014. — С. 388.

2. Костина, А.В. Кризис современной идентичности и доминирующие стратегии идентификации в границах этноса, нации, массы (окончание) // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 1. — С. 187–194.

3. Криволап, А.Д. Нормативная виртуальность как элемент культурной идентичности. Коммуникации в культуре. — Изд-во «Эйдос», 2017. — С. 134.

4. «Кто мы?» Проблема формирования национально-культурной идентичности в современной России: коллективная монография / отв. ред. А.В. Костина. — Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — 312 с. — С. 16.

5. Культурология ХХ век. Энциклопедия. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. — С. 238.

6. Bauman, Z. Does Ethics Have Chance in a World of Consumers? — Cambridge, Massachusetts, 2008. — Р. 28.

7. Smith, Anthony D. Nations and Nationalism in a Global Era. — Cambridge: Polity Press, 1995. — P. 21.

В трудах современных отечественных и западных ученых, уделяющих внимание проблемам идентификации, фиксируется кризис идентичности как одна из важнейших проблем современности. В условиях развития процессов глобализации выделяются ряд факторов, оказывающих неоспоримое воздействие на процессы выстраивания идентификации. В результате подобного влияния наблюдаются тенденции к размыванию идентичности индивида.

На сегодняшний день насчитывается более двух десятков дефиниций идентичности. Чаще всего можно встретить определение идентичности как социально-культурного феномена человеческого себя-определения, себя-именования. Опираясь на работы отечественных ученых, автор находит наиболее емким и эмоционально целостным определение идентичности в соотношении с местоимением «мы», то есть если индивид соотносит себя с социальными группами, по отношению к которым он готов сказать «мы», то это и является результатом процесса идентификации индивида [4, c. 16].

Сформировавшись однажды, идентичность находится в состоянии постоянной трансформации. По мере накопления жизненного опыта самоидентификация индивида трансформируется, наиболее целостной и устойчивой она становится к юности, но тем не менее на протяжении всего жизненного пути субъекту свойственно частично пересматривать или менять свои жизненные ориентиры, следовательно, и сама идентичность частично изменяется на протяжении всей жизни [5, c. 238].

Таким образом, можно заключить, что формирование идентичности — это процесс, который не может быть завершен, пока жив ее носитель — человек. Невозможно фиксировать период жизни, когда идентичность «финальна» [6, p. 28], а момент статичности возможно зафиксировать весьма условно для определения промежуточного состояния.

Следует учитывать, что обновление идентичности требует осмысленного, поэтапного подхода, что преимущественно должно сопровождаться умеренной динамикой преемственности, каждый следующий этап в развитии следует основывать на анализе опыта предыдущих свершений. Однако даже благодаря данной уникальности — способности идентичности к постоянному реформированию — она практически не в состоянии справиться с особенностью современного общества в эпоху постмодерна — стремительной динамикой развития социально-культурной жизни, усложняющей процесс определения идентичности и ее закрепления. С.Н. Иконникова, опираясь на пример современной России, отмечает: «Если прежде перемены совершались постепенно, в течение длительного периода, то теперь они происходят “обвально” и не всегда учитывают возможность приобретения нового опыта» [1, c. 388]. Данная ситуация создает беспокойство внутри общества, рождая неопределенность и непредсказуемость будущего, ставит под вопрос сакральность жизненно важных ориентиров, общечеловеческих ценностей и устоявшихся стереотипов [1, c. 388]. Подобная стремительная динамика не ускоряет процесс формирования идентификации в полном объеме, а, напротив, искажает его. В подобных условиях индивиду очень сложно извлекать опыт из ситуаций прошлого и выстраивать порядок целей и задач на будущее.

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, Идентичность как проблема ХХI века. Ученый совет. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: