Статья поступила 08.11.2021.
Постепенно российское общество и государство перешли к 20-м гг. XXI в. от информационных технологий [10, с. 86; 11, с. 17; 12, с. 18; 13, с. 30; 21] к цифровым.
Цифровизация образования и перевод на дистанционные технологии стали практически нормой в ковидное время [9, с. 33; 14, с. 30]. Проблеме дистанционного образования и его преимуществ сегодня посвящены множество публикаций в российской научной и практической литературе [1, с. 189; 2, с. 73; 3, с. 29; 4, с. 889; 16, с. 267; 17, с. 390; 18, с. 61; 20, с. 47].
Дистанционное обучение, безусловно, не простая форма взаимодействия с группой, но оно становится реальностью, и преподавателю необходимо сконцентрироваться на возможностях, которые дает этот формат.
В этом, конечно, оказывают помощь:
• интернет-технологии;
• различные образовательные платформы и сайты: fond21veka.ru, interneturok.ru, slovo.ws;
• инструменты: чат-беседы, веб-форумы, гостевые книги, ICQ, телеконференции, викторины (квизы), обучающее видео, инфографика, виртуальные доски и рабочие листы.
Как видим, набор инструментов весьма широк и разнообразен.
В новом формате обучения наш студент, сидящий за своим гаджетом, уже не пассивный объект воздействия, а активный участник, который иногда даже быстрее адаптируется к таким условиям. В основу такого вида обучения должна быть положена самостоятельная интерактивная работа обучающегося со специально разработанными учебными материалами. К тому же такой формат обучения является инклюзивным, т. е. он доступен для обучающихся, которые не могут присутствовать на очном занятии в группе [6, с. 223; 10, с. 86; 19, с. 3]. Вернувшись в кабинеты, группы, классы, мы продолжили использование дистанционного формата, и речь уже идет о так называемом гибридном обучении. Дистанционные формы из ужасных и непонятных стали удобными и интересными. Обучение приобрело формы непрерывного, индивидуально ориентированного, гибкого процесса. Сочетание цифровых технологий с классическими дало положительный результат. На сегодняшний день необходимо именно сочетание, так как не все обучающиеся имеют высокий уровень мотивации, некоторым необходима известная доля контроля и вербального взаимодействия с преподавателем в формате живого общения.