По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 608 DOI:10.33920/pol-01-2202-03

Идеи, технологии, методы и средства дистанционного обучения: о цифровых возможностях в преподавании истории

Домашева Татьяна Васильевна преподаватель истории по основной профессиональной образовательной программе — программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, ОБПОУ «КТС», г. Курск

Современное информационное общество требует и от преподавателя и от обучающегося способности адаптироваться к изменяющимся условиям, не просто свободно ориентироваться в информационном поле, а свободно работать на любых платформах, работать в онлайн-формате. Дистанционное обучение заставило нас пересмотреть формат подачи материала и формат опроса, потребовало быстрого перехода от традиций к новациям, умения мотивировать обучающегося, который находится по другую сторону экрана. Но при этом очень важным было не опустошить себя на онлайн-работе, не перегореть самому преподавателю. В данной статье рассматриваются методы и приемы, вызванные к жизни необходимостью введения дистанционного обучения. Показана возможность использования в дистанционном формате обучения продуктов, разработанных студентами — программистами старших курсов, формирование общих компетенций и универсальных учебных действий при работе удаленно.

Литература:

1. Вершинина А. Р., Сверкунова А. А., Богданова Д. В. Дистанционное обучение: ожидание, проблемы, возможности // Мир образования — образование в мире. 2021. № 1 (81). С. 189–195.

2. Васильев А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды // Образование и воспитание. 2018. № 4 (19). С. 73–75.

3. Иванов О. В. Методические подходы к организации дистанционного обучения истории // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2020. № 4. С. 29–32.

4. Макарова Е., Санжаровская К. Дистанционные технологии — новый этап современного образования // Социальная политика и социальное партнерство. 2021. № 12. С. 889–907.

5. Котов С., Котова Н. Возможности использования геймификации в дистанционном образовании // Социальная политика и социальное партнерство. 2021. № 12. С. 883–889.

6. Михайленко В. А., Сивцова А. В. Отношение студентов к дистанционному обучению: сб. науч. трудов. Барнаул, 2020. С. 223–226.

7. Романова Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения // Педагогика высшей школы. 2018. № 2 (12). С. 5–8. URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3178/ (дата обращения: 03.11.2021).

8. Суворов В. В., Пинчук Ю. С. Информационные технологии дистанционного обучения по дисциплине «история» // Базис. 2018. № 2 (4). С. 56–59.

9. Устинович Е. С. Цифровая экономика и новая социальная доктрина // Социальная политика и социальное партнерство. 2017. № 7. С. 33–42.

10. Устинович Е. С. Государственные информационные услуги // Государство и право. 2008. № 10. С. 86–88.

11. Устинович Е. С. Формирование единого информационного пространства взаимодействия власти, бизнеса и общества // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 45 (180). С. 17–22.

12. Устинович, Е. С. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты / Е. С. Устинович, Е. М. Бледнова // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16. С. 18–21.

13. Устинович Е. С. О концепции информационной деятельности в государственном управлении // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 33 (90). С. 42–47.

14. Устинович Е. С. Цифровые технологии и национальная инфраструктура // Globus: экономика и юриспруденция. 2021. № 1 (41). С. 30–32.

15. Устинович, Е. С. Политика цифровых преобразований государств в экономике: краткий обзор опыта Китая / Е. С. Устинович, Е. Т. Грешилов // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: сб. науч. статей Межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 468–471.

16. Фролова Г. Н., Сафарова М. А., Королева Е. А. Использование возможностей дистанционных платформ и сервисов для организации дистанционного обучения // Информационные технологии в образовании. 2020. № 3. С. 267–270.

17. Чарушина Е. И., Тимонин А. Ю. Дистанционное обучение — возможности или ограничения? // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 390–399.

18. Шугаева О. В. Дистанционное обучение. История развития и проблемы в современной России // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 61.

19. Шелудько В. Н., Тупик В. А., Лысенко Н. В. Дистанционное обучение: история и перспективы // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. С. 3–8.

20. Ядгарова Л. Д., Эргашева С. Б. Достижения и возможности дистанционной формы обучения / // Вестник науки и образования. 2021. № 3–2 (106). С. 47–49.

21. Ustinovich, E. S. Digital economy and digitalization of AIC / E. S. Ustinovich, S. V. Mamontova, M. V. Kulikov // Proceedings of the International Scientific Conference «FarEastCon» (ISCFEC 2020). Vladivostok, 2020.

1. Vershinina A. R., Sverkunova A. A., Bogdanova D. V. Distantsionnoe obuchenie: ozhidanie, problemy, vozmozhnosti [Distance learning: expectation, problems, opportunities] / Vershinina A. R., Sverkunova A. A., Bogdanova D. V.// Mir obrazovaniia — obrazovanie v mire [The world of education — education in the world]. 2021. No. 1 (81). P. 189–195. (In Russ.)

2. Vasiliev A. A. Distantsionnoe obuchenie kak neotiemlemaia chast obrazovatelnoi sredy [Distance learning as an integral part of the educational environment] / A. A. Vasiliev // Obrazovanie i vospitanie [Education and upbringing]. 2018. No. 4 (19). P. 73–75. (In Russ.)

3. Ivanov O. V. Metodicheskie podkhody k organizatsii distantsionnogo obucheniia istorii [Methodical approaches to the organization of distance learning history] / O. V. Ivanov // Obrazovanie: resursy razvitiia. Vestnik LOIRO [Education: Development Resources]. LOIRO Bulletin. 2020. № 4. P. 29–32. (In Russ.)

4. Makarova E., Sanzharovskaia K. Distantsionnye tekhnologii — novyi etap sovremennogo obrazovaniia [Distance technologies — a new stage of modern education] // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. — 2021. — No. 12. — P. 889–907. (In Russ.)

5. Kotov S., Kotova N. Vozmozhnosti ispolzovaniia geimifikatsii v distantsionnom obrazovanii [Possibilities of using gamification in distance education] // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. — 2021. — No. 12. — P. 883–889. (In Russ.)

6. Mikhailenko V. A., Sivtsova A. V. Otnoshenie studentov k distantsionnomu obucheniiu [The attitude of students to distance learning] / V. A. Mikhailenko, A. V. Sivtsova // University. Collection of scientific papers. Barnaul, 2020. P. 223–226. (In Russ.)

7. Romanova N. L. Onlain-kursy kak innovatsionnaia forma distantsionnogo obucheniia [Online courses as an innovative form of distance learning] / NL Romanova. — Text: direct // Pedagogika vysshei shkoly [Pedagogy of higher education]. — 2018. — No. 2 (12). — P. 5–8. — URL: https://moluch.ru/th/3/ archive/86/3178/ (date of access: 03.11.2021). (In Russ.)

8. Suvorov V. V., Pinchuk Iu. S. Informatsionnye tekhnologii distantsionnogo obucheniia po distsipline «istoriia» [Information technologies of distance learning in the discipline «history»] / V. V. Suvorov, Iu. S. Pinchuk // Bazis [Basis]. 2018. No. 2 (4). P. 56–59. (In Russ.)

9. Ustinovich E. S. Tsifrovaia ekonomika i novaia sotsialnaia doktrina [Digital economy and new social doctrine] // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. — 2017. — No. 7. — P. 33–42. (In Russ.)

10. Ustinovich, E. S. Gosudarstvennye informatsionnye uslugi [State information services] [Text] /E. S. Ustinovich // Gosudarstvo i pravo [State and Law]. — 2008. — No. 10. — P. 86–88. (In Russ.)

11. Ustinovich, E. S. Formirovanie edinogo informatsionnogo prostranstva vzaimodeistviia vlasti, biznesa i obshchestva [Formation of a single information space for interaction between government, business and society] [Text] / Е. S. Ustinovich // Regionalnaia ekonomika: teoriia i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. — No. 45 (180) — December 2010. Special issue. — P. 17–22. (In Russ.)

12. Ustinovich, E. S. Pravo na informatsiiu: globalnyi i natsionalnyi aspekty [The right to information: global and national aspects] [Text] / Е. S. Ustinovich, E. M. Blednova // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo [Constitutional and Municipal Law]. — 2009. — № 16. — P. 18–21. (In Russ.)

13. Ustinovich, E. S. O kontseptsii informatsionnoi deiatelnosti v gosudarstvennom upravlenii [On the concept of information activities in public administration] [Text] / Е. S. Ustinovich // Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost [National Interests: Priorities and Security]. — No. 33 (90) December 2010 — P. 42–47. (In Russ.)

14. Ustinovich, E. S. Tsifrovye tekhnologii i natsionalnaia infrastruktura [Digital technologies and national infrastructure] // Globus: ekonomika i iurisprudentsiia [Globus: Economics and Jurisprudence]. — 2021. — № 1 (41). P. 30–32. (In Russ.)

15. Ustinovich, E. S. Politika tsifrovykh preobrazovanii gosudarstv v ekonomike: kratkii obzor opyta Kitaia [Politics of digital transformation of states in the economy: a brief overview of the experience of China] / E. S. Ustinovich, E. T. Greshilov // In the collection: Tsifrovaia ekonomika: problemy i perspektivy razvitiia [Digital economy: problems and development prospects]. Collection of scientific articles of the Interregional Scientific and Practical Conference. 2019. P. 468–471. (In Russ.)

16. Frolova G. N., Safarova M. A., Koroleva E. A. Ispolzovanie vozmozhnostei distantsionnykh platform i servisov dlia organizatsii distantsionnogo obucheniia [Using the capabilities of remote platforms and services for organizing distance learning] / G. N. Frolova, M. A. Safarova, E. A. Koroleva // Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education]. 2020. No. 3. P. 267–270. (In Russ.)

17. Charushina E. I., Timonin A. Iu. Distantsionnoe obuchenie — vozmozhnosti ili ogranicheniia? [Distance learning — opportunities or limitations?] / E. I. Charushina, A. Iu. Timonin // Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right]. 2021. No. 1 (54). P. 390–399. (In Russ.)

18. Shugaeva O. V. Distantsionnoe obuchenie. Istoriia razvitiia i problemy v sovremennoi Rossii [Distance learning. History of development and problems in modern Russia] / O. V. Shugaeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education]. 2021. № 3. P. 61. (In Russ.)

19. Sheludko V. N., Tupik V. A., Lysenko N. V. Distantsionnoe obuchenie: istoriia i perspektivy [Distance learning: history and prospects] / V. N. Sheludko, V. A. Tupik, N. V. Lysenko // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo [Modern education: content, technology, quality]. 2020. Vol. 1. P. 3–8. (In Russ.)

20. Iadgarova L. D., Ergasheva S. B. Dostizheniia i vozmozhnosti distantsionnoi formy obucheniia [Achievements and opportunities for distance learning] / L. D. Iadgarova, S. B. Ergasheva // Vestnik nauki i obrazovaniia [Bulletin of Science and Education]. 2021. No. 3–2 (106). P. 47–49. (In Russ.)

21. Ustinovich, E. S. Digital economy and digitalization of AIC / E. S. Ustinovich, S. V. Mamontova, M. V. Kulikov // Proceedings of the International Scientific Conference «FarEastCon» (ISCFEC 2020). Vladivostok, 2020.

Статья поступила 08.11.2021.

Постепенно российское общество и государство перешли к 20-м гг. XXI в. от информационных технологий [10, с. 86; 11, с. 17; 12, с. 18; 13, с. 30; 21] к цифровым.

Цифровизация образования и перевод на дистанционные технологии стали практически нормой в ковидное время [9, с. 33; 14, с. 30]. Проблеме дистанционного образования и его преимуществ сегодня посвящены множество публикаций в российской научной и практической литературе [1, с. 189; 2, с. 73; 3, с. 29; 4, с. 889; 16, с. 267; 17, с. 390; 18, с. 61; 20, с. 47].

Дистанционное обучение, безусловно, не простая форма взаимодействия с группой, но оно становится реальностью, и преподавателю необходимо сконцентрироваться на возможностях, которые дает этот формат.

В этом, конечно, оказывают помощь:

• интернет-технологии;

• различные образовательные платформы и сайты: fond21veka.ru, interneturok.ru, slovo.ws;

• инструменты: чат-беседы, веб-форумы, гостевые книги, ICQ, телеконференции, викторины (квизы), обучающее видео, инфографика, виртуальные доски и рабочие листы.

Как видим, набор инструментов весьма широк и разнообразен.

В новом формате обучения наш студент, сидящий за своим гаджетом, уже не пассивный объект воздействия, а активный участник, который иногда даже быстрее адаптируется к таким условиям. В основу такого вида обучения должна быть положена самостоятельная интерактивная работа обучающегося со специально разработанными учебными материалами. К тому же такой формат обучения является инклюзивным, т. е. он доступен для обучающихся, которые не могут присутствовать на очном занятии в группе [6, с. 223; 10, с. 86; 19, с. 3]. Вернувшись в кабинеты, группы, классы, мы продолжили использование дистанционного формата, и речь уже идет о так называемом гибридном обучении. Дистанционные формы из ужасных и непонятных стали удобными и интересными. Обучение приобрело формы непрерывного, индивидуально ориентированного, гибкого процесса. Сочетание цифровых технологий с классическими дало положительный результат. На сегодняшний день необходимо именно сочетание, так как не все обучающиеся имеют высокий уровень мотивации, некоторым необходима известная доля контроля и вербального взаимодействия с преподавателем в формате живого общения.

Для Цитирования:
Домашева Татьяна Васильевна, Идеи, технологии, методы и средства дистанционного обучения: о цифровых возможностях в преподавании истории. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: