По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.354 378.6 614.23

Идеальный образ врача в представлениях первокурсников Сеченовского университета

Андрей Вениаминович Решетников академик РАН, профессор, д. м. н., д. социол. н., заведующий кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, директор института социальных наук Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)», niisocmed@mail.ru
Надежда Владимировна Присяжная к. соц. н., заместитель директора института социальных наук по научной работе, доцент кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)», nprusova@yandex.ru
Василий Михайлович Гринин д. м. н., профессор кафедры Общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)», grininvm@gmail.com

Профессия медика является одной из наиболее значимых и востребованных. При этом специфика профессии врача выдвигает серьезные требования не только к уровню знаний, умений и навыков, но и к психологическим особенностям личности, уровню физического и духовного развития специалиста. При этом, по данным авторского исследования, у студентов медицинского вуза уже на этапе начала обучения сформировано понимание необходимости соответствовать требованиям времени, быть всесторонне развитым профессионалом, что в условиях появления новых технологий, возрастающего темпа жизни, возникновения новых социально-экономических реалий является одним из решающих факторов конкурентоспособности медицинского специалиста.

Литература:

1. Орлов А. Е. Современные проблемы качества медицинской помощи (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. — 2015. — № 1. — С. 4–1.

2. Шейман И. М., Шевский В. И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2015. — № 1. — С. 143–167.

3. Щепин В. О. К вопросу о подготовке медицинских кадров в Российской Федерации / В. О. Щепин, Т. И. Расторгуева, Т. Н. Проклова // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2012. — № 1. — С. 153–159.

4. Решетников А. В. Социология медицины. Руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 864 с.

5. Матыцин Н. О., Богачанская Н. Н., Слюсарь И. В., Аверченко Е. А., Баранов А. И., Казакова А. А. Анализ факторов, определяющих качество медицинской помощи: использование социологического опроса врачей // Социология медицины. — 2014. — № 2. — С. 37–42.siologi

6. Социально-психологический портрет студента первого курса Первого МГМУ имени И. М. Сеченова: социологическое исследование / Сост.: сотр. каф. социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ИПО, отд. Организации воспит. и внеуч. Работы; под ред. И. М. Чижа. — ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет). — М.: изд-во Первого МГМУ имени И. М. Сеченова , 2017. — 44 с.

Сегодня качество медицинской помощи выступает ведущей характеристикой профессиональной компетентности специалиста и показателем эффективности деятельности медицинской организации в целом [1, 2, 3]. В свою очередь, профессиональная компетентность медицинского специалиста есть совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы по специальности. Помимо этого, выбирая профессию медика, студент должен реально оценивать все трудности, которые ставит перед ним его выбор — специфика профессии врача выдвигает ряд серьезных требований не только к уровню знаний, но и к психологическим особенностям личности, уровню его физического и духовного развития [4, 5].

Именно поэтому молодой человек, перед которым стоит выбор профессионального пути, должен выбирать образовательное учреждение, которое предоставляет образовательные услуги самого высокого уровня, формирует у учащихся необходимые умения и навыки, позволяет в период обучения получить практический опыт профессиональной деятельности.

В настоящий момент Сеченовский университет является одним из наиболее известных вузов страны, имеющих вековую историю образовательной, научной, клинической деятельности. Уникальными имиджевыми особенностями Первого МГМУ является наличие собственных научных школ, высокая репутация диплома в профессиональном сообществе, представительная учебная и серьезная лечебная база. Именно поэтому многие абитуриенты в качестве места учебы выбирают ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова.

Медико-социологическое исследование «социальный портрет первокурсника Первого МГМУ имени И. М. Сеченова» [6] было реализовано в 2017 году методом сплошного опроса студентов-первокурсников Сеченовского университета (N = 1579). Данные обрабатывались с помощью пакета SPSS-19, для анализа результатов применялись стандартные статистические методы анализа. Уровень статистической значимости различий признаков показателей (р) был принят равным менее 0,05.

Среди участников исследования 76,2 % составили женщины. Возраст 97,7 % респондентов-первокурсников преимущественно находился в интервале 16–20 лет (моды возрастного показателя — 17 и 18 лет). Более половины опрошенных (65,1 %) получали высшее профессиональное образование в медицинском вузе на бюджетной форме обучения.

Для Цитирования:
Андрей Вениаминович Решетников, Надежда Владимировна Присяжная, Василий Михайлович Гринин, Идеальный образ врача в представлениях первокурсников Сеченовского университета. ГЛАВВРАЧ. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: