По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Идеальный музейный хранитель будущего

К.Н. Ширко кандидат исторических наук, заместитель директора по научной и методической работе, и. о. директора Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова

Сегодня музейные практики требуют от специалиста (в том числе хранителя) использования «мягких» навыков — эффективной коммуникации, эмоционального интеллекта, командной работы, использования проектных технологий, готовности к постоянному обучению и изменению своей личной и профессиональной картины мира. Существующая реальность хранительской работы формируется объективными и субъективными факторами. Будущее учетно-хранительской службы музея и профессиональный портрет ее идеального сотрудника определяются текущим состоянием и трендами развития музейного дела, научного знания, общества в целом.

Будущее учетно-хранительской службы музея и профессиональный портрет ее идеального сотрудника определяются текущим состоянием и трендами развития музейного дела, научного знания, общества в целом. Существующая реальность хранительской работы формируется объективными и субъективными факторами.

К первым можно отнести:

а) постепенную утерю музеями начиная с 1930-х годов, особенно региональными и муниципальными, статуса исследовательских центров;

б) реализующийся десятилетиями советского и отчасти постсоветского периода формальный подход к вопросам хранения и учета;

в) масштабность задач, связанных с ГК МФ РФ, при ограниченности временных, человеческих и финансовых ресурсов в учреждениях;

г) комплексность решаемых музеями задач (комплектование, хранение, изучение, публичное представление), которые, зачастую одновременно, решаются одними и теми же людьми либо в силу их небольшого числа в штате учреждения, либо в силу малой доли по-настоящему подготовленных и мотивированных специалистов даже в больших музейных коллективах;

д) оплату труда ниже рынка при достаточно высоких формальных и реальных требованиях к специалистам.

Субъективными факторами являются:

а) автаркия деятельности по хранению и учету в функционале музея; существующие почти в каждом музее противоречия и конфликты между хранителями и экспозиционерами, хранителями и исследователями, хранителями и маркетологами (своими и тем боле внешними по отношению к музею);

б) ощущение/понимание ее фактической периферийности в музейных процессах как самими хранителями, так и их коллегами по музейному цеху при одновременном декларировании музея в качестве структуры, основывающей свою работу на подлинных предметах и их интерпретации.

На практике это часто приводит к бессистемному и сиюминутному комплектованию, поверхностной атрибуции, классификации и интерпретации (или отсутствию полностью или частично 2-го и 3-го пунктов), по сути, к «складскому» хранению ради мифических будущих поколений, слабой объективации знаний специалистов в справочный аппарат и качественные, содержательно многослойные публикаторские проекты (устная традиция передачи знаний о коллекциях и историческом процессе, сакрализация ее носителей, часто манипулятивная и безосновательная).

Для Цитирования:
К.Н. Ширко, Идеальный музейный хранитель будущего. Музей. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: