История с «Объединением Гжель» наглядно демонстрирует, что происходит, когда упаковке не уделяют внимания, и насколько тяжело вернуть славу, престиж и, конечно, увеличить прибыльность.
Но сперва экскурс в прошлое. Первые упоминания о поселении Гжель датированы XIV веком — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты 1328 года. В названии «Гжель» присутствует глагол «жечь», а дословно «гжель» — это «жечь глину». Месторождения белой глины, выходящей на поверхность, позволили развиться гончарному промыслу и изготовлению керамики. При присоединении Гжельских земель к Московскому княжеству в 1318 году гончарное дело становится «градообразующим». Археологические раскопки на территории Гжели подтверждают наличие керамического промысла семь веков назад.
С середины XVII века, при царствовании Алексея Михайловича, Гжель становится поставщиком сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К изделиям уже тогда предъявляются повышенные требования по качеству. Керамический промысел в Гжели положил начало промышленному изготовлению гончарной продукции в России. И стоит добавить тот факт, что на территории Гжели не было крепостного права. Гжель принадлежала императорскому двору. Эти условия помогали оттачивать мастерство и передавать навыки по наследству, образовывались династии мастеров.
При Петре I из Голландии в Россию привезли первые фаянсовые изделия с сине-белой росписью. Примером для подражания стал знаменитый дельфтский фаянс. Русские мастера внесли собственное видение и мастерство в роспись, изменили стиль рисунков. Впрочем, как и голландские мастера, позаимствовав технику у китайцев.
В 1814–1820 годах в Гжели насчитывалось 30 предприятий, где фаянс расписывали голубым декором и одновременно выпускалась фарфоровая тонкая посуда с цветной надглазурной росписью по белому полю. А уже к середине XIX века изделия Гжели приобретают славу «русского Стаффордшира». Изделия середины века представлены в крупнейших музеях России — Историческом, Русском, Эрмитаже и, конечно, в музее «Объединения Гжель».