По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Гжель: эволюция народного достояния

Завод «Объединение Гжель» возник на месте одноименного промысла и по праву считается культурным и промышленным наследием. Керамика и фарфор с узнаваемым бело-голубым узором любимы в России и уважаемы за границей — имидж достойный, но, увы, продажи гжельской посуды оставляли желать лучшего. Чтобы дать новый импульс продвижению на рынке и повысить статус торговой марки, товару создали достойную его истории упаковку. В чем ее особенности? Об этом рассказывает генеральный директор студии современного дизайна Secret Art Print Александр Туманов.

История с «Объединением Гжель» наглядно демонстрирует, что происходит, когда упаковке не уделяют внимания, и насколько тяжело вернуть славу, престиж и, конечно, увеличить прибыльность.

Но сперва экскурс в прошлое. Первые упоминания о поселении Гжель датированы XIV веком — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты 1328 года. В названии «Гжель» присутствует глагол «жечь», а дословно «гжель» — это «жечь глину». Месторождения белой глины, выходящей на поверхность, позволили развиться гончарному промыслу и изготовлению керамики. При присоединении Гжельских земель к Московскому княжеству в 1318 году гончарное дело становится «градообразующим». Археологические раскопки на территории Гжели подтверждают наличие керамического промысла семь веков назад.

С середины XVII века, при царствовании Алексея Михайловича, Гжель становится поставщиком сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К изделиям уже тогда предъявляются повышенные требования по качеству. Керамический промысел в Гжели положил начало промышленному изготовлению гончарной продукции в России. И стоит добавить тот факт, что на территории Гжели не было крепостного права. Гжель принадлежала императорскому двору. Эти условия помогали оттачивать мастерство и передавать навыки по наследству, образовывались династии мастеров.

При Петре I из Голландии в Россию привезли первые фаянсовые изделия с сине-белой росписью. Примером для подражания стал знаменитый дельфтский фаянс. Русские мастера внесли собственное видение и мастерство в роспись, изменили стиль рисунков. Впрочем, как и голландские мастера, позаимствовав технику у китайцев.

В 1814–1820 годах в Гжели насчитывалось 30 предприятий, где фаянс расписывали голубым декором и одновременно выпускалась фарфоровая тонкая посуда с цветной надглазурной росписью по белому полю. А уже к середине XIX века изделия Гжели приобретают славу «русского Стаффордшира». Изделия середины века представлены в крупнейших музеях России — Историческом, Русском, Эрмитаже и, конечно, в музее «Объединения Гжель».

Для Цитирования:
, Гжель: эволюция народного достояния. Современная торговля. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: