Структурирование научного знания — процесс чрезвычайно важный. Не очень отдаляясь от наиболее распространенной модели, в принципе можно в наиболее грубом приближении представить себе примерно следующую структуру знания: гуманитарные науки, изучающие человека и его гуманитарную деятельность; общественные науки, изучающие общество (в его социальных, национальных, политических, экономических и других формах); технические науки, изучающие разные области и технологии человеческой деятельности (кроме деятельности гуманитарной); естественные науки, изучающие природу; точные науки, изучающие абстрактные числа; философия (если считать и ее наукой).
Нас в данном случае интересует гуманитарное знание, обращенное непосредственно к человеку. Но человек существо бинарное — биологическое и духовное, я бы даже сказал, что тернарное — биологическое, духовное и социальное. И эта множественная сущность человека отразилась и в том, что его изучают не только гуманитарные науки, но и естественные — весь комплекс медицинских наук и часть биологии, а также особая наука о человеческом сознании, стоящая на пересечении гуманитарного и естественно-научного знания, — психология. Есть наука, располагающаяся на пересечении технического с гуманитарным и естественно-научным знанием, — эргономика. Точно так же имеются и общественные науки, либо в какой-то мере тяготеющие к гуманитарным — антропология, либо стоящие совсем на пересечении социального и гуманитарного знания — культурология.
Культурология рассматривает человека в его общественной сущности и функции, которая, собственно, и называется словом «культура». Культура — это то, в чем в наибольшей мере проявляется социальная суть человека, это результат его взаимодействия с «другим». Г. Зиммель говорил о том, что культура — это то, что расположено между людьми и связывает их, как строительный раствор [2]. Во всех гуманитарных областях знания так или иначе повествуется о культуре, ибо никакое знание о человеке (кроме медицинского) не в состоянии игнорировать его социальную сущность.