Вобществе на переломных этапах его истории всегда шла борьба за содержание гуманитарного образования, его идейную направленность. Это связано с тем, что образование определяет судьбу поколения и будущее общества. Американский социолог Н. Смелзер по этому поводу высказывается однозначно: воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок [3, р. 6]. Качественное гуманитарное образование дает молодому человеку знания для интеллектуального и нравственного развития, для понимания социальных, политических, экономических и культурных процессов в стране и мире, в конечном счете — для определения своего места в жизни.
В России центром образовательного процесса в средней школе стала ориентация на Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Повсеместное проведение ЕГЭ отвечает принципам государственной политики в области образования — созданию в России единого образовательного пространства. Признано, что ЕГЭ по математике, физике, химии, биологии, проводимый в тестовой форме, может более или менее объективно показать знания учащегося. Но проведение экзамена как системы тестов обнажило противоречие между образованием как системой обучения, прежде всего естественным наукам, и образованием как формой массовой коммуникации при изучении истории и литературы, формирующих мировоззрение молодежи. Тестовая система ориентирует молодого человека больше на запоминание, чем на понимание исторических событий, внутреннего мира и поступков персонажей исторических и художественных произведений. Разработчики ЕГЭ быстро поняли, что тесты по литературе создать невозможно. Здесь допустим только единственный вариант экзамена — анализ текста, сочинение или эссе на определенную тему (что и позаимствовали у французской школы). При этом было решено, что ЕГЭ по литературе обязателен только для тех, кто намерен получать образование по гуманитарному профилю. Но признали, что сочинение должны писать все учащиеся еще до сдачи ЕГЭ.